Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Categories:
Опять какие-то траблы на яндексе. Нафиг, щас перепишу адрес в инфе на гугловский. Уже надоело мне это все.
Пока возилась с почтовым ящиком, наткнулась на свое старое письмо. Одна девушка для курсовой работы просила прислать ей пересказ любимой сказки, книжки и фильма. И вот я накатала здоровенное такое письмо, где я пересказываю сказку "Царевна лягушка", повесть Джона Уиндема "Хризалиды" и фильм "День сурка". Удивительное дело, но с удовольствием почитала эту писанину годичной давности. Мало того, щас я ее сюда выложу!


Итак. Сказка, запомнившаяся из детства.
Это "Царевна-лягушка".
Сюжет следующий: царь, три сына, пришла пора женить. Царь, настоящий фаталист, дает каждому сыну по стреле, чтобы те выпустили их в чистом поле и на чей двор эти стрелы попадут, там и невест брать.
Ну, первые два сына как водится, подобрали себе приличных девушек. Третий же (Иван, опять же) умудрился выпустить стрелу в болото. Будучи в папу, фаталистом, Иван, вместо того, чтобы скрыть от папы факт попадания стрелы в болото и привести с собой любую найденную вблизи и понравившуюся девушку, выдав ее за нашедшую стрелу будущую невесту, берет из болота лягушку. Удивительная покорность судьбе, которая меня в этой сказке больше всего поражает!
Папа, ничтоже сумнявшись, Ивана на лягушке женит. Я в восторге! Они последовательные ребята, как решили так и делают. Это не может не вызывать восхищения.
Вот. Потом идет не слишком интересный этап, как папа невесткам устроил испытание и лягушка оказалась, естественно, лучше всех. Ну, понятное дело, "по плодам их познаете". Ценность жены определяется не цветом кожи и наличием на ней пупырышков, а умением шить рубахи, печь пироги и плясать на балу.
Кстати, о бале. Там приключилось неприятное происшествие.
А да! Я еще забыла, что лягушка, оказывается, любила повыпендриваться. Думаю, зря ее назвали "Премудрой". Но там был такой момент, когда она Ивана подговаривала, чтобы он пошел на бал один, а когда "раздастся стук да гром", ему следовало небрежно махнуть ручкой, и сказать: "Не пугайтесь! Это моя лягушонка в коробченке едет!" Ну выпендреж же чистой воды! Этот Иван с лягушкой вообще оба как дети. Это их и сгубило. Потому что с бала Иван смылся по-тихому и сжег лягушачью кожу, "предусмотрительно" брошенную лягушкой, превратившейся на время в красивую барышню, посреди комнаты.
Спрятать не могла! Наверное, подсознательно, она хотела, чтобы Иван сжег эту кожу. Ну он и сжег. Мальчишка ведь еще. Максималист. Даже не спросил, зачем она ее все это время таскала. Не для красоты же! Значит была причина.
Но он об этом не думает. Ему так красивая жена понравилась, что он уже думать не может.
Ну, понятное дело, это было такое заклятие. Надо было в этой коже ей еще какой-то срок отходить, а поскольку кожу сожгли, то Василиса (лягушку звали Василисой) оборачивается кукушкой и улетает в рабство к Кощею Бессмертному.
Ну, дальше там начинается сплошной экшн. Иван едет жену выручать. По дороге встречает разнообразных говорящих животных, а также бабу ягу, которая живет в избе на куриных ногах, и которая сообщает ему, что Кощей на самом деле не бессмертный и можно его убить, сломав специальную иголку, которая очень недурственно охраняется. Иван добирается в конце концов до охраняемой иголки, при помощи говорящих животных проходит через все ступени охраны и ее ломает.
Жена каким-то образом тут же к нему выходит непонятно откуда, ну да ладно.
Не так уж это и важно. И они вместе едут домой. Все.

------------------------------------------------

Так, теперь книга. Какая же из них у меня любимая?.. Ну, пусть это будет фантастическая повесть Джона Уиндема "Хризалиды". Мне, правда, больше нравится название, под которым я прочитала эту книгу первый раз в журнале, где она была напечатана с продолжением. Там она называлась "Отклонение от нормы".
Итак, дело происходит на Земле после атомной войны. Люди отброшены в развитии, но не до полной дикости, а так... Ну, техники у них почти нет, мастерские, фермы, все делается на лошадях, основное оружие - нож и арбалет, но кое-какие механизмы имеются, типа мельниц, насосов и тому подобное. Даже не знаю, какому веку нашего прошлого это могло бы соответствовать? Наверное первая половина 19-го...
Вся проблема там строится возле того, что из-за радиации постоянно рождаются мутанты и люди страшно озабочены тем, чтобы их всех извести и сохранить облик людей, животных и растений таким, каким он им кажется правильным. "Как их создал бог". А мутанты, стало быть - от дьявола. И подлежат истреблению. Людей-мутантов, правда, они не убивают, а стерилизуют и высылают на окраины обжитых земель, но это почти равносильно смерти, потому что там на окраине всякая фигня творится.
А у главного героя (как же его звали-то?... А! Дэвид!) лет в семь появилась подружка из соседнего поселка. Они дружили, играли вместе, только Софи никогда не разувалась. А однажды ей ногу придавило камнем и выбраться из-под него можно было только разувшись. Ну, естественно, она была мутантом. У нее было шесть пальцев на ногах. Девид, разумеется, никому ничего не сказал об этом. Они с Софи и дальше продолжали вместе играть, Софи ему стала доверять и разуваться при нем, когда они вместе играли на мелководье. Только вот однажды их застал третий парень, который быстренько настучал на Софи и ей вместе с родителями пришлось бежать. Их поймали, сделали с ними все, что положено: стерилизовали и выбросили в лесу. Дэвид был в этом не виноват, но он, конечно, переживал. И с тех пор, естественно, начал сомневаться в правильности такого жесткого контроля над обликом "божьих тварей".
Сам главный герой - Дэвид - естественно, тоже мутант. Но об этом никто не знает. Потому что его мутация не заметна с виду. Он телепат. И телепатически беседует с восемью (кажется) такими же друзьями. Такой типа, чат у них :) Причем, лично он знал из этих восьми только одну девушку - свою дальнюю родственницу, жившую по соседству. А остальных никогда не видел, только мысленно "разговаривал" с ними.
Интуитивно, они скрывают свои особенности от окружающих "нормальных" людей, хотя сами еще не слишком понимают почему. Сначала таких ребят было девять, но один парень внезапно "замолчал" и они все перепугались. Потом выяснилось, что в это время, когда девятый замолчал, одного паренька придавило деревом на лесопилке. Остальные решили, что это и был девятый, но во избежание, решили друг другу назвать свои имена. Вот так они и познакомились.
Разумеется, однажды их тайна всплывает, и они становятся беглецами, но еще до этого момента Уиндем описывает несколько очень сильных и очень трагичных моментов.
Например, у них есть закон, что если у женщины три раза подряд рождается мутант, то ее стерилизуют и выгоняют из селения. Поэтому когда женщина ходит беременная, все вокруг делают вид, что ничего не замечают, и пока не родится ребенок и все не убедятся, что он "нормальный". И вот однажды Дэвид ночью слышит, как к его матери приезжает сестра, тетка Дэвида. Он подслушивает, и выясняет, что у тети в третий раз родился мутант и она просит сестру, которая тоже недавно родила, дать ей на время своего ребенка, чтобы она подменила детей на некоторое время, пока ребенку не выдадут метрику. А у Дэвида дико религиозные, даже фанатичные родители и его мать с гневом выгоняет сестру. А потом Дэвид слышит, как она плачет потихоньку. А потом приходит шериф, пристав или что-то в этом роде и сообщает им, что тетку вынули из петли.
Там много таких трагичных моментов, когда за людей очень больно и в то же время за них почему-то берет гордость.
Вот. А потом у Дэвида подрастает сестричка, которая тоже оказывается телепаткой, но с такой огромной силой "передачи" и таким чувствительным "приемом", что однажды она "дотягивается" до какой-то женщины, которую эти ребята - Дэвид и его друзья - не могут услышать. И выясняется, что эта женщина живет на другом конце Земли, в Новой Зеландии (а сам Дэвид живет в бывшей Канаде, которая уже, конечно, по-другому называется), и что там все по-другому, потому что война их не коснулась. Там прекрасные города, развитая цивилизация и культура, а главное - почти все вокруг телепаты. И тех, у кого нет такой способности там считают инвалидами. И эта женщина собирается за ними прилететь.
А тем временем за Дэвидом и другими телепатами начинается охота. Уже не помню, как выяснилось, что они мутанты, но им приходится бежать. Часть из них погибает, это все тоже очень трагично описано. Но Дэвид, его родственница, сестренка и еще один парень убегают в лес, где обнаруживается поселение мутантов, выкинутых когда-то из человеческих поселений. Там Дэвид встречает Софи. Тоже очень жестко описано, как она изменилась от этой жестокой жизни. Там же он встречает брата своего отца, которого тоже когда-то выбросили в лесу, из-за непропорциональных конечностей и который дико озлоблен на людей, потому что успел вырасти среди людей, так как его уродство обнаружилось не сразу, а только когда он достаточно вырос.
Потом на это поселение мутантов в лесу начинается облава, опять же многие гибнут. В том числе и Софи. И в разгар боя как раз прилетают новозеландцы и забирают "наших" оттуда. Девид со своей подругой и сестрой улетают, а еще один парень остается, потому что еще осталась одна девушка из "ихних" и он не захотел ее бросать. И этот момент, как он говорит, что остается, тоже вышлел очень сильно.
А потом они прилетают в Новую Зеландию и Дэвид в шоке от того, как там все вокруг буквально "пропитано" "разговорами" тысяч и тысяч телепатов. И он узнает эти прекрасные города, которые видел давно во сне.
Вот такая история.

-----------------------------------------------

Теперь фильм. Так, любимых, как водится, до фига... Остановимся на "Дне Сурка".
Фильм про то, как парень застрял в одном дне. Мало того, этот день - 2-е февраля, когда стоит мерзкая погода, холодно и противно. Но и это еще не все. Он в этот день приехал в командировку в маленький скучный городок, снимать на ТВ сюжет про местный фолклорный праздник - День Сурка. Он приезжает туда в компании оператора и продюсера, снимает сюжет, ложиться спать в гостиничном номере, думая, что завтра он наконец-то отсюда уедет, а просыпается во вчерашнем дне. Опять День Сурка, опять надо снимать сюжет...
И так без конца. Каждое утро в шесть часов утра он просыпается под радиобудьник в одном и том же гостиничном номере в одном и том же дне - 2-е февраля. И вокруг просиходит одно и то же.
Сначала Фил (так зовут парня) паникует, пытается пойти ко врачу, вырваться из города... Ничего не помогает, он впадает в депрессию, даже несколько раз кончает жизнь самоубийством. Бестолку. Некоторое время он плывет по течению, потом начинает постепенно разнообразить свою жизнь. Сначала он просто хулиганит: снимает девочек, пользуясь тем, что те не помнят ничего о "вчерашнем" разговоре с ним, хамит полицейским, обжирается пирожными...
Потом он входит во вкус и начинает понимать, что возможно, ему ниспослано вовсе не проклятие, а совсем наоборот, смотря как посмотреть. На эту мысль его наталкивает продюсер - Рита. Это симпатичная добрая женщина, которая очень нравится Филу. Но Фил на самом деле - заносчивый, избалованный тип, и замечательная добрая, умная, тактичная Рита ему не пара. Он несколько десятков раз пытается ее соблазнить, как соблазнял местных девушек, но Риту не поймать на фальшивку. Она сама настолько искренна, что любое вранье видит за версту. И тогда Фил начинает меняться. Он уже не пытается "клеить" Риту, а пытается по-настоящему узнать ее и подружиться с ней. Трудность только в том, что каждое утро он вынужден начинать все сначала.
Однажды он все-таки сумел рассказать ей о том, что с ним происходит, и как раз тогда она и сказала ему, что возможно это не проклятие, а совсем наоборот. Смотря как посмотреть. В этом месте в фильме очень забавный момент: они с Ритой сидят на диване и Фил показывает, как кидать игральные карты в шляпу. Это довольно сложный фокус и у Риты, конечно же, ничего не получается. Она смеется, пытаясь попасть картой в шляпу, но та улетает в сторону, а карты Фила ловко падают в шляпу одна за одной. А потом она спрашивает: "Это так ты убиваешь вечность?" А потом добавляет ту самую идею про то "как посмотреть".
И после этого Фил берется за вечность вплотную. Вместо того, чтобы "убивать" ее, он начинает учиться играть на рояле, знакомится с жителями городка и пытается извлечь из своего странного существования максимум пользы.
И вот наконец однажды, с бог знает какой попытки, ему удается прожить этот день не черт знает как, как он проживал все дни своей жизни до этого, а КАК СЛЕДУЕТ.
Этот день начинается с того, что Фил делает отличный репортаж о Дне Сурка. (Рита начинает смотреть на него с интересом.) Потом он помогает нескольким людям, потому что уже знает, кто где и в какой момент в этом городе и в этот день должен подавиться, свалиться с дерева, замерзнуть на улице... А потом он отправляется на празднование Дня Сурка в местный клуб, где его уже все знают, потому что он за один день успел сделать массу хорошего многим из этих людей. Рита застает его играющим на сцене на рояле для танцующих и начинает смотреть на него с еще большим интересом. Потом он спускается в зал, и многие люди начинают подходить к нему, радостно приветствовать и Рита с удивлением видит, что Фил вовсе не заносчивый болван, каким он ей сначала показался, а талантливый, веселый, добрый парень, душа компании, сумевший за день стать любимцем всего городка. И она уходит с ним.
А потом: на злосчастном радиобудильнике опять шесть часов утра, Фил просыпается в до боли знакомом номере гостиницы и прежде, чем он успевает что либо сообразить, через него перегибается сонная Рита и недовольно бормоча, выключает будильник. Фил на нее пялится потрясенно и задает совершенно идиотский вопрос:
- А ты что здесь делаешь?
А потом он выглядывает в окно, видит выпавший за ночь снег и издает радостный вопль. На удивленный взгляд Риты он отвечает совсем изумительными словами:
- Ты знаешь, какой сегоня день? Сегодня - ЗАВТРА!!! Оно наступило!!!
Вот такой милый фильм с ненавязчивой жизнеутверждающей философией.

-----------------------------------------------------

Теперь запомнившиеся моменты и почему они запомнились.

В сказке про "Царевну-Лягушку" мне запомнилось больше всего начало, где решается судьба братьев-царевичей. Потому что оно меня больше всего поразило. В детстве это так ярко не воспринималось, потому что все принималось на веру, а по-мере взросления, мне стало приходить в голову, что это просто удивительный какой-то фатализм. Сначала он мне казался глупым (ну как можно было женить парня на лягушке!!??), а потом я поняла, что в такой покорности судьбе, в принятии всех, даже самых странных ее уроков, есть глубокий смысл, и эти люди стали меня восхищать. Меня с детства приучали к мысли, что жизнь - это борьба. То за правое дело, то за свободу африканских детей, то за мир во всем мире... А тут - совершенно противоположная философия. Исполнение предназначенного. Совершенно сознательная покорность. Удивительно. Но мне это понравилось.

Еще запомнился момент с балом. Вернее, то, что я описывала: про то, как лягушка подговаривала Ивана повыпендриваться перед гостями: "Не пугайтесь, это моя лягушенка в коробченке едет". Потому что лягушка, оказыватеся, хоть и Василиса Премудрая, а на самом деле не чурается простых человеческих радостей - утереть нос общественности, которая пальцами в Ивана тыкала, за то, что он на лягушке женился. Маленькая такая сладкая месть. Это несколько портит впечатление от ее хваленой премудрости, по-настоящему мудрая женщина такими глупостями не занималась бы, поэтому и запомнилось. Потому что Василиса, оказывается, вовсе не премудрая, а совершенно обычная женщина.

А из героев мне больше всех симпатичен Иван-Царевич. Потому что он такой живой и порывистый. Взял, сжег лягушачь шкуру, потом полсказки этот поступок расхлебывает... Но это мне нравится. Со зверями дружит, Бабу-Ягу даже расстрогал так, что она ему волшебный клубок подарила. Потому что сердце доброе. Хороший парень.

А сама сказка, вероятно, запомнилась из-за основных мотивов: верности и преображения. Это те вещи, которые трогают меня больше всего. Мне кажется, это формула: будь верен своему выбору, и тогда наступит преображение (из лягушки в красавицу). Для верности нужна недюжинная душевная сила, и я ценю в людях ее очень сильно. Может быть, даже, больше всего. И верность Ивана своему выбору, определившему его жизнь меня искренне восхищает. Я тоже так хочу.

------------------------------------------------

В повести Джона Уиндема "Отклонение от нормы" мне запомнились те моменты, что я пересказала. С подружкой Софи, когда мальчику впервые приходит в голову, что те правила, что ему внушали с детства, возможно и даже нужно подвергать сомнению.
Там еще есть небольшое продолжение: когда Софи с семьей все-таки ловят, стерилизуют и выбрасывают в лесу, то Дэвид долго плачет. А перед этим отец его жестоко избивает, за то, что он не донес не девочку. Так избивает, что Дэвид лежит больной в постели. И к нему приходит пристав и начинает его успокаивать, говорить: "Ты в этом не виноват. Патруль наткнулся на них случайно".
Меня необычайно поразил этот коктейль из людских мотивов.
Мальчик плачет, потому что ему жаль свою подружку и ее родителей, которые относились к нему гораздо теплее, чем его собственные. Но в этот момент он очень отчетливо понимает, что не так все просто в этой жизни.
Отец - религиозный фанатик - ни о чем не думает, кроме Нормы и того, что ЕГО сын посмел скрыть мутанта.
Пристав - человек, представляющий местную власть, выбравший себе профессию, охранять закон, тем не менее, понимает Дэвида, догадывается, что тот плачет не из-за побоев, и успокаивает его, что он не виноват в том, что Софи поймали. То есть, он тоже понимает, что мутанты - тоже люди, заслуживающие сочувствия, но ничего не поделаешь, нельзя позволять им плодиться, иначе наступит хаос. Это тоже его вера и его понимание сути вещей.

Запомнился момент с теткой Дэвида. Я его тоже пересказала. Запомнился, опять же, потому что мать Дэвида, проявляет какие-то человеческие чувства, не смотря на свой фанатизм. Она, следуя принятому на себя долгу, выгоняет сестру с ребенком-мутантом, но потом тихо плачет. Значит, ее тоже донимают сомнения. И она с ними тоже как-то расправляется у себя в душе, чтобы они не мешали жить так, как она считает правильным.

Больше всего в этой книге меня поразила сама идея телепатии. Она мне и раньше встречалась в разной фантастике, но только здесь я поняла, насколько это может быть здОрово, когда ты думаешь вместе со всеми. Когда невозможно врать и двуличничать... Особенно меня кольнула фраза женщины-новозеландки, когда она сказала, что людей, лишенных этого дара, у них принято жалеть и относиться к ним, как к инвалидам. А ведь и правда - инвалиды. Я оглянулась вокруг и поняла, что я живу среди инвалидов, уверенных в том, что они-то и есть - Норма.

Из героев я не могу выделить кого-то особенно близкого и понятного. Они все прописаны такими живыми, такими понятными, что их всех можно за что-то любить. Наверное, ближе всех, мне тот парень, что остался в Канаде из-за девушки, чтобы не бросать ее одну. Опять верность и внутренняя сила. Это меня всегда будет восхищать.

----------------------------------------------

В фильме "День Сурка" мне очень понравился момент, когда Фил впервые видит Риту на студии. Она такая милая, веселая, так естественно и по-доброму держится, что сразу понятно: это замечательный человек. И сразу видно, что она ему очень понравилась, но он тут же проводит с собой привычную внутреннюю работу, призывает на помощь весь свой цинизм и быстро расправляется с чуть было не вырвавшимися на свободу хорошими чувствами. И вся эта маленькая сценка разыгрывается без слов, одной только мимикой и взглядами, но уже все становится ясно. Кто она и кто он.
Вот именно то, как люди несколькими взглядами расставляют себя на поле игры, определяют свои позиции, меня и изумляет. Это так отлажено, так быстро... Несколько взглядов и уже ясно, где он, а где она и какая между ними пропасть и в то же время, насколько они близки, если посмотреть с другой стороны.

Ну и, конечно, запомнился конец, когда Фил, наконец-то, ведет себя как человек, а не как набитый снобизмом пузырь. Потому что это здорово, оказывается - быть хорошим парнем. Только иногда надо, чтобы этому тебя кто-то заставил.
Нравится самый последний диалог между Филом и Ритой, когда они вылезают из отеля на улицу и Фил говорит: "Какой отличный городок! Давай тут поселимся!" А ведь до того, как это с ним приключилось, он говорил, что это мерзкий скучный провинициальный городишко и ноги его больше здесь не будет.
Он был переполнен ненавистью и презрением к этому городу. Но дело ведь на самом деле не в городе, а в нем. И когда он изменился - и город стал другим.
Эта мысль меня очень трогает и радует. Ведь действительно, чаще всего, дело не в обстоятельствах, а в нас самих. И не надо пытаться менять обстоятельства, это зачастую просто невозможно. Зато можно изменить себя (что вполне реально) и стать счастливым в том же месте, где ты только что был несчастлив. Это здОрово. Это жизнеутверждающе.

Мне и весь фильм нравится за эту жизнеутверждающую философию.

Из героев, конечно, больше всех симпатичны Фил и Рита. Они добрые, хорошие люди. Только один покрыт толстым слоем шелухи из заносчивости, которую постепенно снимает с него жизнь. А Рита просто хороший человек, умудрившийся этой шелухой не обрасти.

Tags: трактаты
Subscribe

  • Чот я опять про побрякушки

    Чот я опять про побрякушки. Просто у Шакко пост про популярный древнеримский аксессуарчик: https://shakko.ru/1707384.html И я снова подумала о…

  • Загадочное явление

    В торговом центре недалеко от моей работки (мы туда иногда шляемся в обеденный перерыв) в проходах между павильонами кое-где стоят такие витрины, с…

  • Л-р про 52-й размер и про метро Курская

    Зашла посмотреть, чего новенького появилось у Violeta by Mango. Это линейка для толстых у бренда Mango. Размерный ряд в обычном Mango заканчивается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 161 comments

  • Чот я опять про побрякушки

    Чот я опять про побрякушки. Просто у Шакко пост про популярный древнеримский аксессуарчик: https://shakko.ru/1707384.html И я снова подумала о…

  • Загадочное явление

    В торговом центре недалеко от моей работки (мы туда иногда шляемся в обеденный перерыв) в проходах между павильонами кое-где стоят такие витрины, с…

  • Л-р про 52-й размер и про метро Курская

    Зашла посмотреть, чего новенького появилось у Violeta by Mango. Это линейка для толстых у бренда Mango. Размерный ряд в обычном Mango заканчивается…