Но не вообще, как феномен, а в одном-единственном аспекте: коллективной травли.
Еще все при этом очень любили поминать фильм "Чучело", если кто помнит. Я не смотрела, но книжку читала.
Интересно, кстати, отчего все тогда поминали именно фильм, когда была книга? Про Быкова и Орбакайте теперь все знают, а кто там эту книжку написал, я, например, под пытками не вспомню. Ну да ладно, дело не в этом.
Так вот. Этой "травлей" всех так запугали тогда, что каждый честный пионер считал своим долгом заступиться за такую "жертву", если она где-то образовывалась.
И что обнаруживал пионер после своего подвига?
Может благодарность?
Может тонкую чувствительную душу за внешностью чудика (как у лысой Орбакайте)?
Ага-ага. Как же.
Обнаруживал там наш благородный пионер - гнусную трусливую тварь, которая, утерев сопли, через пять минут делала первую попавшуюся подлянку своему спасителю.
Дети может и жестокие, но с определенного возраста уже далеко не бессмысленны в своей жестокости.
Сколько я видела в детстве и отрочестве таких вот "парий", за котрых деятели культуры учили нас заступаться - абсолютно всегда оказывалось, что получают по мордасам эти парии за дело. Ибо гнусь есть.
Нет, были, конечно, и реальные "чудики": странные, держащиеся особняком, самоуглубленные, зачастую с легким приветом. Но я не припомню, чтобы их кто-то пинал. Они никому не мешали, и им никто не мешал.
Опять же: были подростковые противостояния "стая на стаю", и бывали такие ситуации, когда пятеро налетали на одного. Но это не имеет отношения к "институту травли", когда "все против одного".
Когда ВСЕ против одного - это всегда было за дело. Хотя деятели культуры и пытались это представить как несправедливые гонения, никаких гордых "джорданобруно" в такой ситуации мне видеть не доводилось.