Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Categories:

По мотивам топа яндекса

Видели, наверное, уже в топе тот пост, что про школьное образование.
Ну, olegmakarenko.ru (далее - Автор) там пишет, что мол, дети должны свободно посещать школу и сами выбирать себе предметы, потому что насильное образование только отбивает тягу к знаниям у изначально любознательных детишек.
Обязательно всем детям предлагается давать только чтение, письмо и арифметику, а уже начиная со второго класса они сами должны выбирать и учиться тому, что им интересно.

Ну, там много возражений народ в комментах накатал. На некоторые из них автор вполне логично отвечает, но эта логика только в пределах озвученной теории, базирующейся на изначально неочевидных посылках.
И на самые главные два возражения, касающиеся как раз этих посылок, автор так и не ответил:

1. Ваша теория базируется на изначально бездоказательной посылке, что дети от природы любознательны.
Отчего вы решили, что их любознательности хватит на то, чтобы ваша теория работала?

2. Почему вы решили провести границу именно после изучения чтения, письма и арифметики?
С таким же успехом ее можно провести после изучения физики, химии, истории, биологии, географии, математики и иностранного языка. Или вовсе не проводить.

Вобщем, вместо теории получилось махровое ИМХО и больше ничего.
Имхи меня сегодня мало интересуют, поэтому обсуждать эту "теорию" я тут не буду.

А буду я обсуждать вот что.
Там в комментах я пыталась объяснить, что это абсолютно нормально, что детей заставляют учиться насильно. Что все в человеческой цивилизации, начиная от умения подтирать себе задницу до высшей математики - это то, что старшие поколения передают младшим посредством обучения.
Это только пчелы с рождения знают, что в улье гадить нельзя. Поэтому насекомые - тупиковая ветвь эволюции. А человек - продолжает развиваться и приспосабливаться и заселять новые территории как раз потому, что его всему приходится учить с нуля. Потому что его психика, в отличие от пчел, по большей части состоит не из инстинктов, а из того, чему он научился.
Короче, культурно-историческая теория Л.С.Выготского рулит.
Но дело даже не в Выготском.
Дело в насилии.
Автор вышеозначенной идеи реформировать образование напирает на то, что нельзя детям вбивать знания насильно. Даже если они очень полезные.
Приводит, кстати, забавную аналогию с морковкой.
Мол, морковка очень полезна, но если учитель принесет в класс ведро морковки и заставит детей силой ее жрать, то ничего кроме отвращения к морковке в результате не получится.
Так вот, насколько мне известно, детей именно так и кормят. Всем известно: пока не съешь морковку печенье не получишь. Потому что всем опять же давно известно, что предоставленные сами себе дети будут жрать всякое сладкое говно, пока полностью не покроются диатезом и прыщами.
Поэтому более дальновидные взрослые, отнимают у детей вредное печенье и силком впихивают в них полезную морковку.
Просто взрослые действительно лучше детей знают, как лучше.
И абсолютно ничего ужасного в этом нет.
Как и в том, что детей насильно заставляют учиться.
Но это всё еще присказка!
Никак до сказки не дойду.

Пока мы беседовали в комментах, обсуждая правомерность насилия над детской психикой, родился следующий диалог:
- Кто-то написал в комментах, что в школе детей учат думать.
- Автор спросил, как можно научить думать?
- Я ответила, что думать можно научить, заставляя решать задачи.
- Автор выразил сомнение.
- Я написала, что даже червяка можно научить пролезать в колечко после 150-ти ударов током за неправильное решение. Детей, разумеется, бить током не обязательно, но следует разумно применять другие способы поощрения и наказания.
- Автор заметил, что наказания - это больно.
- Я согласилась и написала, что вообще всё, что нас развивает, что еще на миллиметр отдаляет нас от обезьяны - это почти всегда боль. В гору вообще лезть труднее, чем скатываться в канаву.
- Автор заметил, что ЕГО ЛИЧНО (терпеть не могу, кстати, апелляции к личному опыту в спорах на общие темы) никто не заставлял думать, и именно поэтому он теперь это дело очень любит.
- Я заметила, что Я ЛИЧНО очень люблю принимать душ, и думаю, именно благодаря тому, что в дестве меня силком запихивали в ванну, не обращая внимания на мои вопли о том, что мыло щиплет мне глаза.
- Автор сказал, что есть такие девушки, которым только изнасилование помогает преодолеть какие-то проблемы в сексуальной сфере. Но это не значит, что всех девушек в обязательном порядке следует насиловать для их же пользы.
- Я на это написала, что даже если в такой незатейливой сфере, как секс некоторые проблемы можно решить только насилием, то что уж говорить о высшей математике.

На самом деле, надо было бы, конечно, добавить, что о своем личном опыте первый как раз заявил Автор, а не я.
Я лишь привела в пример противоположный личный опыт, но с аналогичным результатом.
Поэтому свою аналогию с насилием он, в первую очередь, должен применить в ответ на свое собственное замечание о том, что "его лично никто не заставлял думать и поэтому..."
Например так:
- Большинство людей не были изнасилованы, тем не менее имеют различные проблемы в сексуальной сфере. Может быть это значит, что проблемы в сексе бывают не только из-за изнасилований? И даже чаще всего не из-за них?

На этом наша беседа закончилась. Автору, вероятно, надоела тема изнасилований, а вот меня она продолжает интересовать. И поэтому я собственно, и пишу этот пост.

Дело в том, что я продолжаю размышлять на тему насильственного приобщения к половой жизни (по аналогии с насильственным приобщением к системе научных знаний) и мне эта идея все меньше и меньше кажется дикой.
Все, наверное, слышали про то, что в некоторых культурах принят специально обставленный ритуал дефлорации специально обученным человеком?
Я про эти культуры ни черта не знаю, потому что никогда этой темой специально не интересовалась, но не думаю, что там девушкам наносится непоправимая психическая травма. Думаю, они прекрасно себя чувствуют после этого ритуала.
Конечно, это не изнасилование в нашем понимании. Но, пардон, и детей в школах учат алгебре не гопники из подворотни, а специально обученные для этого люди.

Вобщем, я неожиданно пришла к мысли, что нет ничего абсолютно и необсуждаемо ужасного в идее о том, что "всех девушек надо насиловать".
И теперь пребываю в процессе размышления о том, как бы могло бы выглядеть ритуальное изнасилование в нашей западной цивилизации?
Как мог бы выглядеть специально обученный для этого человек?
Как девушки могли бы обсуждать это дело между собой?
И главное - какое к этому феномену было бы отношение? Наверняка, не более волнительное, чем к крестинам, например.
Кстати, вполне вероятно, что массу сексуальных проблем эта традиция могла бы решить.
Другое дело, что так же вполне вероятно, что массу совершенно неведомых нам проблем она могла бы породить. Лечим одно, калечим другое - куда ж без этого. Поэтому, разумеется, призывать такую практику немедленно и повсеместно вводить (как Автор предлагает ввести свою систему образования) я ни в коем случае не стану.
Но повертеть в голове эту идею так и эдак - мне интересно.
Tags: ссылки, трактаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments