Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Category:

Про то, как становятся индейскими колдунами

Часть 2. Вполне захватывающая. Про то, как становятся индейскими колдунами.

Механизмы этих явлений становятся более понятными в свете наблюдений, уже давно проведенных у зуньи в Новой Мексике замечательной исследовательницей М. К. Стивенсон [801].

С двенадцатилетней девочкой, после того как один под­росток схватил ее за руку, случился нервный припадок; под­росток был обвинен в колдовстве и вызван на суд жрецов Лука.
В течение часа он тщетно отрицал свои оккультные по­знания. Поскольку эта система защиты оказалась недейст­венной, а колдовство в то время у зуньи еще считалось пре­ступлением, каравшимся смертью, обвиняемый изменил так­тику и придумал длинный рассказ, где он объяснял, при каких обстоятельствах ему довелось приобщиться к колдов­ству и получить от своих учителей две вещи, из которых одна сводила девочек с ума, а другая — вылечивала их. Этот пункт ловко предотвращал развитие событий в неблагоприятном направлении.

От юноши потребовали предъявления его сна­добий, он отправился к себе домой под надежной охраной и вернулся с двумя корнями, силу которых тут же продемон­стрировал. Действия его представляли собой настоящий сложный обряд: проглотив один корень, он якобы впал в транс, а испробовав другого, вернулся в нормальное состоя­ние.
После этого он дал лекарство больной и объявил ее вы­здоровевшей .

Сеанс был прерван до следующего дня, а ночью мнимый колдун бежал.
Его вскоре поймали, и семья жертвы сама организовала трибунал для продолжения суда.

Столк­нувшись с нежеланием своих новых судей принять предыду­щую версию, юноша придумывает новую: все его родствен­ники и предки были колдунами и именно от них-то он и унаследовал такие замечательные способности, как умение превращаться в кошку, набирать полный рот кактусовых ко­лючек и убивать свои жертвы — двух младенцев, трех девочек и двух мальчиков, стреляя в них изо рта этими колючками. Все это он может благодаря магическим перьям, позволяю­щим ему и его близким покидать земную оболочку.

Послед­няя подробность оказалась тактической ошибкой, так как те­перь судьи потребовали предъявить перья как доказательство правдивости нового рассказа.
После различных отвергнутых одна за другой отговорок ему пришлось повести судей в свой дом. Он утверждал, что перья спрятаны за обшивкой стены, которую он не может разрушить. Его все же заставили это сделать.

Разрушив одну из стен, каждый обломок которой он внимательно рассматривал, юноша попытался оправдаться своей забывчивостью: перья были спрятаны два года назад, и он забыл, где они находятся.
Вынужденный продолжать свои поиски, он разрушил вторую стену, и через час работы в са­мане показалось старое перо. Он жадно схватил его и подал своим преследователям как вышеупомянутое орудие магии; его заставили подробно рассказать о способах его примене­ния.

Наконец юношу потащили на общую площадь, где он должен был повторить всю свою историю, снабженную им многочисленными новыми подробностями.
Закончил он свой рассказ высокопарным самоуничижением, оплакивая утрату своей сверхъестественной силы. Убежденные таким образом слушатели решили наконец его освободить.

Этот рассказ, который нам, к сожалению, пришлось со­кратить и лишить его всех психологических нюансов, поучи­телен во многих отношениях.
Прежде всего, как мы видим, обвиняемый, преследуемый за колдовство и рискуя быть приговоренным к смертной казни, получает оправдание не вследствие отрицания своей вины, а, напротив, сознавшись в мнимом преступлении. Более того, он укрепляет свои пози­ции, сообщая следующие друг за другом версии, каждая из которых оказывается снабженной бОльшими подробностями (а следовательно, и бОльшей долей вины), чем предыдущая.
Публичное судебное разбирательство ведется не так, как у нас, т. е. по принципу обвинений и их отрицания, а в форме ссылок и детализаций. Судьи не ждут от обвиняемого, чтобы он оспаривал какое-то утверждение или тем более отвергал те или иные факты. Они требуют от него лишь подтверждения системы, известной им только по одному фрагменту; они хотят, чтобы он воссоздал остальное соответствующим обра­зом.

Исследовательница сообщает при описании одного из этапов судебного разбирательства: «Воины были настолько поглощены рассказом юноши, что, казалось, совсем позабы­ли о причине его присутствия на суде». И когда наконец было извлечено магическое перо, то, как очень тонко отмеча­ет автор, «воины были потрясены, они восклицали в один голос: «Что это значит?» Теперь они были уверены в том, что юноша говорил правду».
Они испытывают потрясение, а не торжество при виде вещественного доказательства преступ­ления; судьи стремятся не наказать преступление, а скорее удостоверить реальность системы, сделавшей его возмож­ным, причем для них существенны не столько объективные обоснования, сколько соответствующее эмоциональное вы­ражение.
Суд соучаствует в признании; тем самым оно обре­тает новую силу и превращает самого обвиняемого в сотруд­ника обвинителя. Благодаря этому колдовство и связанные с ним идеи перестают отягчать сознание как совокупность не­ясных чувств и плохо сформулированных представлений и обретают реальное бытие.
Обвиняемому в качестве свидетеля сохраняют жизнь, и удовлетворение правдоподобием вымыс­ла оказывается для группы несравненно богаче и ощутимее, чем было бы удовлетворение правосудия в случае наказания виновного.

И, наконец, благодаря находчивости при защите, постепенно заставив аудиторию поверить в истинность своей системы (поскольку выбор делается не между этой и другой системами, но между магической системой и отсутствием всякой системы, т. е. хаосом), подросток сумел превратиться из угрозы безопасности своей группы в гарантию ее духовно­го единства.
Но защита, пожалуй, отличается не только изобретатель­ностью. Создается впечатление, что, попытавшись осторож­но, на ощупь найти соответствующую лазейку, обвиняемый искренне и, без преувеличения можно сказать, с жаром при­нимает участие в драматическом представлении, которое ра­зыгрывается им и его судьями. Его объявляют колдуном, а поскольку таковые существуют, то он мог бы также им быть. Да и какие признаки открыли бы ему заранее его призвание?
Может быть, его призвание как раз выявилось в этой кол­лизии и доказательством его служат конвульсии доставлен­ной в судилище девочки. И для него тоже единство системы и роль, которая ему отведена в ее становлении, важнее личной безопасности, которой он рискует в этом приключении. На глазах у всех он ловко, но вполне чистосердечно создает по­степенно образ, подходящий для данной роли; черпая из своих воспоминаний и познаний, импровизируя, он тем не менее искренне живет в этой роли. Он пытается, пробуя осу­ществить различные манипуляции и воссоздавая по кусочкам ритуал, выполнить ту миссию, которую мог бы выполнять любой другой.

Не ясно, в какой мере под конец этой истории герой так же хитрит, как в начале, и в какой мере приросла к нему маска, более того, не ясно даже, не стал ли он на самом деле колдуном.
Вот что читаем мы в записи о его последней исповеди: «Чем больше юноша говорил, тем больше тема его рассказа поглощала его. Время от времени лицо его озаря­лось чувством удовлетворения, вызванным сознанием власти над своими слушателями». То, что девочка выздоровела, при­няв лекарство, и то, что опыт, вынесенный из столь необыч­ного испытания, организовался в систему, заставило ни в чем не повинного юношу окончательно уверовать в свое сверхъ­естественное могущество, в котором группа уже давно не со­мневалась.

--------------------
801. Stevenson M. C. The Zuni Indians. Their mythology, esoteric societies and ceremonies. – “Annual report of the Bureau of American Ethnology, 23rd (1901-1902)”/ (Wahs.), 1904.
Tags: умные книжки
Subscribe

  • Чот я опять про побрякушки

    Чот я опять про побрякушки. Просто у Шакко пост про популярный древнеримский аксессуарчик: https://shakko.ru/1707384.html И я снова подумала о…

  • Загадочное явление

    В торговом центре недалеко от моей работки (мы туда иногда шляемся в обеденный перерыв) в проходах между павильонами кое-где стоят такие витрины, с…

  • Л-р про 52-й размер и про метро Курская

    Зашла посмотреть, чего новенького появилось у Violeta by Mango. Это линейка для толстых у бренда Mango. Размерный ряд в обычном Mango заканчивается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment