Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Categories:

Архетипы женского успеха в русской сказке

Юля julia28 подкинула ссылку на статью про архетипы женского успеха в русской сказке.
Под катом - выписки из этой статьи. Курсивом - мои бесценные примечания к этим выпискам.


-------------------------

Особость архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке

Люсин Вадим Николаевич - писатель (Красноярск)

-------------------------
1.
Младший сын. Модель опирается на миф о мироустройстве и членении мира. «Было у отца три сына...» ... Просвечивает вертикальная стратификация космоса древних: Небо-Средний мир-Преисподняя. Ей соответствует членение общества у индоевропейцев. По мнению французского исследователя Ж. Дюмезиля, древние общества индоевропейцев были трехфункциональными: Власть-Средние сословия-Простолюдины. В архаике и античности это: Жрецы-Воины-Земледельцы.

А еще, по-моему, тут просвечивает моя любимая тема - про триадичное мышление. Тезис, антитезис и синтез. Синтез, как и "младший сын" в сказке - и есть самое главное, хотя по началу и неочевидное.

-------------------------
2.
В русском «успех» и «удача» этимологически не равны. Успех происходит от слова «спеть» (ср.: «спелый», «поспевать», «успел»), что указывает либо на зрелость человека, достижение им определенной возрастной границы, после которой ему «разрешен» успех, либо на умение быть расторопным, первым при раздаче благ.
А вот везенье - фатум. Можно никуда и не бежать: «На тихого Бог нанесет, резвый сам набежит».
Налицо два мужских сценария избранничества. Первый - искать себе царство за тридевять земель, добывать жар-птицу, чудо-коней и невесту - дочь чужеземного царя, т.е. стремиться к успеху. Второй - положиться на удачу: царство само найдет избранника.

Никогда не приходило это в голову: что в сказке о Емеле на самом деле заложена идея избранности.
Интересно, имеет ли значение то, что Емеля (или точно так же лежавший тридцать лет на печи Илья Муромец) - не является "третьим сыном"?
Судя по сказкам, именно третьему сыну приходится реализовывать активный сценарий поиска своего царства. А Емеля, и Илья, и этот крендель, который "пинжак с карманами" на волшебных зверей случайно выменял - все они единственные сыновья (да еще зачастую это сын не отца, а, наоборот - вдовы) - ничего такого не делают и их "царство" само их находит.
Пока не понимаю, что это значит и значит ли вообще.


-------------------------
3.
Логика сказок, по-видимому, такова: у беспредельного зла и хитрости нет внешнего ограничителя. Зато имеются ограничители внутренние - зародыши гибели, которые рано или поздно вызреют. Ход мысли схож с парадоксом М. Горького: революции нужны для того, чтобы избавляться от революционеров. Трикстер настолько хитер и зол, что не может остановиться; эта избыточность демонстрируется сказкой в сюжетах типа «смерть от перебора».

"Сам себя перехитрил", да. Знакомый сюжет. Настолько завраться, что поверить в своё враньё и погибнуть.

-------------------------
4.
Женские сюжеты делятся на две подгруппы: «традиционная женственность» и «амазонка».
Каждой соответствуют определенные типы поведения и, видимо, время зарождения. Последнее - повод для дискуссии: одни считают, что сценарий «амазонки» - наследие архаической древности, другим кажется, что игры в «матриархат» - результат позднего сдвига в сознании (эдакий модернизм древних), в реальности не соответствующий, кроме случаев разложения общественной структуры при демографических катастрофах.
Достаточно бесспорно, что с какого-то момента активный сценарий подвергся подавлению, «вытеснению». Сакральность женщины переосмысливается - отныне всякая женщина, отклоняющаяся от «нормы», фигурирует в народных верованиях как ведьма.
Пассивный сценарий - это так называемая «хорошая женщина»: образец поведения.
С гендерной точки зрения для одержимой патриархальными комплексами культуры симптоматичны две вещи
Во-первых, пассивная героиня сказки - падчерица под прессом: идеальность и добродетель в ее случае другое название неволи и угнетения. Девушка/женщина, кстати говоря, вообще обставлена в древности большим количеством табу. Не исключено, что это - вкупе с травлей «ведьмы» связано с нуждой заблокировать женскую гомосексуальную ориентацию у нерожавших: для малого архаического коллектива таковая может оказаться (или казаться) опасной.
Во-вторых, инфантилизация женщины. Что в рамках нашей темы означает близость сюжетов народных сказок о послушной падчерице - к таким, где главные герои - дети. Истории о том, как дети, которых похитили «гуси-лебеди», попадают БабеЯге на стол, схожи со сказками, где героиню поедом ест страхолюдная мачеха, требующая отвести падчерицу в лес - волкам и холоду на съедение.
Архетип женщины делится на две неравные части: «плохая женщина» правит, но проигрывает; «хорошая» угнетена, но выигрывает. Полная аналогия с Иваном-дураком. Тот тоже начинал как аутсайдер.
Похоже, женщина отводят роль ребенка, водят на помочах и держат в ежовых рукавицах, - воскликнет феминистка, и будет права. Но тут закавыка: главный враг женской героини в фольклорных повествованиях не деспотичный Царь, не ее безвольный отец, а другая женщина. Злобная властолюбивая мачеха в русских сказках; жуткая «финская Баба-Яга» людоедка Сюоятар в финских, карельских; капризная и высокомерная «Госпожа из северных покоев» в японской сказочной повести.

Что-то мне версия про подавляемую гомосексуальность не понравилась. Вобще, эти постоянные поиски латентной гомосексуальности уже утомили.
Хотя, с другой стороны, приятно думать, что все эти забитые падчерицы, от которых меня в сказках всегда воротило - это просто нещасные лесбиянки, а нормальные женщины, наоборот - "ведьмы" и "амазонки" :)


-------------------------
5.
Мистика конфликта пронизывает брак. «Муж и жена одна сатана» - пословица поздняя. В сказочные правремена муж и жена две сатаны: каждая из сторон видит «сатану» в ценностях противоположного клана. Отсюда шаблонные олицетворения свадьбы со смертью, жениха - с похитителем и чудовищем.
Впрочем, любой ритуал перехода, а свадьба как раз из таких, мыслится как умирание прежнего человека и воскресение в новую жизнь в ином статусе. Что отсюда следует? Важный парадокс этики успеха. Если и вправду для девушки в сказке выход замуж является целью и выигрышем (дальше свадебного пира волшебная сказка обычно не идет), то сам выигрыш окрашен для самой героини в противоречивые тона. С одной стороны, выйти замуж все равно, что попасть на тот свет. Велик риск, велик и страх. С другой стороны, влечение к смерти, непременная черта страдательных сказочных персонажей, способно обернуться позитивным импульсом к разрешению своего личного конфликта.
Здесь обнажено ядро сценария успешности для падчерицы. Падчерице нечего терять, «кроме своих цепей»: она не боится замужества.

Вот, кстати, тоже всегда меня удивляло это сопоставление замужества и умирания. Это известный феномен и я, конечно, уже давно про него знаю. Про то, что белое платье невесты на самом деле не символ чистоты, а погребальный саван, и всё такое. Но никак я это знание внутри себя переварить не могу!
Ну почему-почему-почему переход в другой клан (клан мужа) должен быть столь трагичен? Ну, поменяли тебе имя, дали вместо девичьей фамилии - фамилию мужа. Ну, перехала ты жить в соседний дом или даже в соседнюю деревню. Ну и что? Откуда столько параллелей со смертью? Зачем такие ужасы?


-------------------------
6.
И наконец, можно выдвинуть версию о неравенстве происхождения мачехи и падчерицы (по отцовской или материнской линии). В этом случае перед нами «социальное» разрешение конфликта. Отпрыск высокого рода, чуть не потерявшийся в низкой среде, наконец-то узнан (маленькая ножка!) и возвращается в свой круг. Золушка выходит за ровню! Вспомним фею-крестную, в других вариантах родную тетку. Та - из более светлой половины мира (социума), делящегося демаркационной линией как пространственно, так и по времени; понятно, почему ее возможности простирались только до полуночи.
«Замарашка» - распространенная уловка, умение скрыть бриллиант в навозе. Мачеха не в курсе, отец помалкивает. Цель: отшить парней «со своего двора». В этом случае смысл сказки почти обратный.

Ха-ха! А вот это остроумно! А я-то всегда думала, что это золушкин папаша - такая тряпка? Его дочку с говном смешали, а он и не думает вмешиваться.
А тут получается, что смешивание дочери с грязью - это и есть его цель!


-------------------------
7.
Сценарий царевны-лягушки в чем-то схож со сценарием мужского героя, Ивана-царевича. Она выдерживает испытания, проявляет сметку и характер, обретает свою пару... а затем начинаются приключения в потустороннем мире («Ищи меня теперь у Кощея Бессмертного!»). Борьба с силами, которым героиня сродни (Кощей, олицетворение зимы, ей родной отец), заканчивается победой, возвращением миру плодородия, что напоминает миф о Персефоне.
В отношении ума героиня выгодно отличается от мужского героя. Стандартный эпитет Василисы - Премудрая - это подчеркивает.
Нехорошие приключения начинаются в мужском сценарии от неразумия героя: Иван-царевич то на золотую клетку Жар-птицы, то на уздечку чудо-кобылицы позарится. Герой-богатырь поступает против советов знающей матери. Лягушка/Василиса ошибок не делает, глупость совершает ее муж: сжигает до времени лягушачью кожу. Вообще женские фольклорные персонажи у славян маркируются как мудрые чаще мужских (показательно: сестрица Аленушка старше и умней братца Иванушки).

Я ж говорила, что Россия на самом деле - матриархальная страна. И думается мне, в этом ее шанс на спасение.

-------------------------
8.
В древнем мире жертвоприношение называлось и считалось браком. Красавиц, приносимых дракону, именовали его невестами.

Вот, опять та же фигня. Брак=смерть. Ну не понимаю! Что такого страшного происходит с женщиной в браке?

-------------------------
9.
Как уже отмечалось, активный женский сценарий угнетен. Но это не значит, что его нет. ... В ряде сюжетов активная женская героиня выступает как медиатор-травести. В былине-новелле «Ставр Годинович» Василиса Микулична переодевается богатырем и пускается на выручку своего не великого ума мужа, беря при дворе князя Владимира верх в любых состязаниях и испытаниях, будь то на силу и ловкость (стрельба) или на ум (шашки-шахматы).

Не обязательно "травести", по-моему. Всякие умницы, побеждающие в состязаниях, далеко не всегда притворяются мужчинами. Хотя, конечно, сюжет с переодеваниями, действительно, встречается довольно часто.
Интересно, эти переодевания - более поздняя придумка? Попытка женщин обойти, обхитрить новые патриархальные законы? Или это древний сюжет с матриархальной символикой, которую я просто не схватываю?


-------------------------
10.
Женские активные сценарии тяготеют к крайностям. Лесная женщина после расставания с пришлым мужем мстит ему тем, что надвое разрывает их ребенка и кидает одну половину ему, а свою половинку съедает (сказка «Федор Бурмакин и Вавилонское царство»).

Обожаю такие ужасы. Вот где настоящие сказки, а не прилизанное педагогически-выверенное сладенькое чтиво для детишек.

-------------------------
11.
Фигура Бабы-Яги соблазняет прочесть себя как прародоначальницу клана эпохи матриархата, о чем уже упоминалось. Тем не менее даже Пропп, то и дело употребляющий термин «матриархат», признает гермафродитизм Яги: он понимает ее как двуполый персонаж, воплощающий смерть.
У Яги непорядок с ногами - и это верный признак ее хтоничности («костяная нога»; в ряде вариантов - нога из г...).

Вот, тоже - известный феномен, который я совершенно не понимаю. Почему хтоничность должна быть связана с дефектом нижних конечностей? Что-то связанное с переходом к прямохождению? Или с чем?

-------------------------
12.
Психологически сценарии успеха, предписанные сказками женской героине, устарели более всего: в свете современного западного взгляда на женщину они и впрямь никуда не годятся - чрезмерно пассивны. Стоит обратить внимание, что по большей части активность для женщины в фольклорном мире и махровотрадиционном обществе начинается тогда, когда она становится бабушкой. Власть осуществляется через «сценарное управление» и психологические манипуляции внутри своего клана (современный вариант: круга общения) - и только.
Несмотря на свою анахроничность, в современной России пассивные сценарии не отброшены. Причем расставаться с ними не хотят ни общество, ни сами женщины. Вместо того чтобы отказаться от стратегии сервилизма, молодая российская женщина вновь склонна (тире вынуждена) выбирать пассивный сценарий. Это либо сценарий золушки (принц - иностранец из высокоразвитой страны; собственный начальник; «новый русский», выйдя замуж за которого можно не работать). Либо - унылая лямка «падчерицы»: скучная, низкооплачиваемая работа не по душе.
Женские сценарии почти все без исключения являются у нас, как и во всем мире, источником психологических ошибок. В социальной области наметились сдвиги к активной модели, но пока незначительные. Психологическая же сфера гораздо инертнее. По-прежнему наша сестрица Аленушка грустно посматривает на своего мужа (сына, брата) Иванушку, намеревающегося хлебнуть: «Не пей, Иванушка: козленочком станешь!». И готовится отдать себя в жертву Чудищу, надеясь его «спасти».

Неожиданно попсовая, агитационная концовка для такой довольно остроумной статьи.
Хотя, проблема выбора ошибочного жизненного сценария, вроде как, описана учёными мужами и существует в реальности.
Но мне всегда казалось, что ошибка не в выборе неправильного сценария (бывают ли "неправильные сценарии"?), а в неправильном понимании выбранного сценария.
Взять ту же разнещасную, пережеванную на все лады Золушку. Она неплохо устроилась. Понятное дело, что ее сценарий будут копировать "молодые российские женщины". И вот они, значит, драют кастрюли и думают, что за это им полагается принц.
А на самом деле принц полагается вовсе НЕ ЗА ЭТО! Можешь хоть до дыр свои кастрюли затереть, но если у тебя нет тётки-феи и самой маленькой ножки в королевстве - хрен тебе, а не принца.
Золушка, кстати, один из самых паршивых сценариев. Там от самой женщины ничего не зависит, всё решает генетика (родственница-фея и размер ноги) Поэтому я эту сказку всегда не любила.


-------------------------


П.С. Да, и раз пошла такая пьянка, никому не нужны (даром) три книжки Клода Леви-Строса?
"Структурная антропология", "Первобытное мышление" и "Путь масок". Первые две - сборники статей, последняя - монография.
Слишком специальная литература оказалась. Я почему-то думала, что у него более популярные работы, а они вполне себе научные такие. А я, вроде как, не этнолог, мне не надо.
Tags: ссылки, умные книжки
Subscribe

  • Чот я опять про побрякушки

    Чот я опять про побрякушки. Просто у Шакко пост про популярный древнеримский аксессуарчик: https://shakko.ru/1707384.html И я снова подумала о…

  • Загадочное явление

    В торговом центре недалеко от моей работки (мы туда иногда шляемся в обеденный перерыв) в проходах между павильонами кое-где стоят такие витрины, с…

  • Л-р про 52-й размер и про метро Курская

    Зашла посмотреть, чего новенького появилось у Violeta by Mango. Это линейка для толстых у бренда Mango. Размерный ряд в обычном Mango заканчивается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Чот я опять про побрякушки

    Чот я опять про побрякушки. Просто у Шакко пост про популярный древнеримский аксессуарчик: https://shakko.ru/1707384.html И я снова подумала о…

  • Загадочное явление

    В торговом центре недалеко от моей работки (мы туда иногда шляемся в обеденный перерыв) в проходах между павильонами кое-где стоят такие витрины, с…

  • Л-р про 52-й размер и про метро Курская

    Зашла посмотреть, чего новенького появилось у Violeta by Mango. Это линейка для толстых у бренда Mango. Размерный ряд в обычном Mango заканчивается…