Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Category:

Рэйф Файнс - продолжение

А у меня обещанный апдейт к предыдущему посту туда не влезает. Пишет "туу ладж".
Так что, извините, продолжение киноманских хроник будет здесь и сейчас.



"Английский пациент" (1996)




Ну что я могу сказать? Не зря это кино нахватало свои девять оскаров и прочих почётных грамот.
Вроде бы, какбе, перед нами очередная история про банальный любовный треугольник, где тётка мечется между двумя хорошими мужиками.
Но когда досматриваешь это дело до конца, вдруг обнаруживаешь, что не всё так просто. Что не смотря на то, что в конце все умерли, у тебя осталось отчетливое ощущение правильности происходящего. Что так и должно было закончиться.
Но не смотря на плохой конец, жизнь продолжается и новая попытка наверняка получится хорошо.

Меня больше всего поразил контраст между двумя параллельными сюжетными линиями. Как это здорово сделано!

Линия Алмаши-Кэтрин-Джефри - это колючий песок пустыни, холодные и страстные взгляды, надрыв, пропасть и гибель.
Линия Хана-индус (забыла, как его звали) - это буйная итальянская зелень, мягкие лица, теплота, нежность, надежда и жизнь.

Герои первой истории - это археологи и военные. Они всегда рядом со смертью и разрушением.
Герои второй истории - медсестра и сапёр. Это люди, напротив, спасающие жизни.

Герои первой истории живут накануне надвигающейся войны, в атмосфере накаляющегося напряжения.
Герои второй истории встречаются на исходе войны, когда мир полон надежды и радужных перспектив.

Герои первой истории приходят к гибели.
Герои второй истории только начинают свою долгую и радостную жизнь.
Жизнь и смерть, смерть и жизнь.

Герои первой истории идут к своей пропасти с самого начала. Каждый внёс в этот путь свою лепту, поэтому я бы не стала обвинять кого-то одного, как это часто делают в рецензиях на этот фильм.

Джефри женился на Кэтрин, хотя знал ее с трехлетнего возраста и, соответственно, знал, что она не любит его как мужчину. Только как друга.
Он мог бы догадаться, что это всё плохо закончится, но настойчиво отмахивался от подсказок. А подсказки были.
Первая: когда Кэтрин на пикнике рассказывает историю из Геродота о том, как любовник царицы убил царя. Джефри обращает это в шутку, хотя судя по глазам, ему вовсе не смешно.
Вторая, когда он, после аварии в пустыне, один уезжает за помощью, а Алмаши буквально хватает его за рукав и просит взять с собой и жену (то есть, не оставлять её с ним). Но Джефри опять отмахивается и говорит, что беспокоиться не о чем.
Ну и наконец, Джефри, милый балагур, оказался способен на тройное убийство. Понятное дело, что он был расстроен. Любил женщину всю жизнь, сильно любил, видимо положил немало сил на то, чтобы добиться ее, был ей верным другом много лет, наконец добился того, что она оценила его и вышла за него замуж, цель всей жизни достигнута, он победил, ура, но не прошло и года, как она ему изменяет. Расстроишься тут. Но одним махом всех убивахом - это все равно чересчур.

Хотя, я понимаю, почему Джефри разбил самолет.
Полагаю, что Джефри сделал это, потому что понимал, что никогда не станет для жены так же желанен, как этот венгр.
Джефри утирал ей сопли с трехлетнего возраста, помогал, утешал, поддерживал, всегда был рядом, всегда окружал теплотой и заботой, и вроде бы наконец-то поймал свою красочную птицу, ура, но тут появляется этот чертов граф и Джефри в одну секунду снова проигрывает.
Ох, я его понимаю. Вся жизнь (ведь он добивался Кэтрин ВСЮ ЖИЗНЬ) коту под хвост. Бедный, бедный Джефри. ТАКОЙ проигрыш достоин того, чтобы отплатить за него тройным убийством. Это не истерика и не эгоизм. Это полное крушение и гибель. Ему никогда не стать для Кэтрин тем же, чем за один день стал для нее Алмаши. Не сделав даже сотой доли того, что сделал для Кэтрин Джефри.
Это несправедливость всего этого мира обрушилась на него. Несправедливого мира, где можно трудиться годами, чтобы заслужить любовь, а она достается другому. Даром.

Кэтрин, ну тут понятно, обманывала мужа.
Причем, обманывать она его начала с того момента, как вышла за него замуж, хотя не любила его в полном смысле слова.
Алмаши ее не соблазнял, наоборот, как мог отталкивал от себя. Чуть ли не грубил в лицо. Или это его обращение, с подчеркиванием: "миссис Клифтон".
Она ведь сама пришла к нему. Такая, вся в белом.
И хотя она в своем вранье руководствовалась не трусостью, а нежностью (Джефри - друг детства, он ведь ей был очень дорог), и в конце концов вернулась к мужу, но в результате всё сделала неправильно.

Алмаши, пожалуй, виноват меньше всех. В конце концов, влюбиться имеет право каждый.
И когда он говорит в конце "это я убил их", блин, как-то даже тянет его разубедить. Убил он их вобщем-то, только тем, что попался на их пути.
Но, с другой стороны, если бы он совсем немножко, чуть чуть сильнее держал бы себя в руках, не позволил бы страсти вырваться наружу, трагедии бы не произошло.

Но все трое не смогли иначе, и то, что они идут к смерти, было понятно с самого начала.
Поэтому, когда наконец все умерли, лично у меня было ощущение, что всё случилось логично. Так оно и должно было случиться. Нет внутреннего протеста от несчастливого конца. Он закономерен и ожидаем, как и начало надвигающейся войны.

А параллельно мы видим историю медсестры Ханы и индуса-сапёра. Которая заканчивается сценой полной надежды на радостное будущее. Такой чудный контраст. Это прощание на дороге и обещание скорой встречи, такое тёплое, такое жизнеутверждающее. Война закончилась, впереди счастливая мирная жизнь.

Актёрские работы - просто конфетка.
Единственное небольшое отторжение у меня вызвала Кристин Скотт-Томас, игравшая Кэтрин. Что-то такое есть у нее в лице отталкивающе-стервозное. Хотя, обычно, лица такого типа мне нравятся. Да и чисто по типажу, она сюда подходит. Такая холодная, точёная англичанка. Но уж слишком холодная. Каким образом эта свежемороженая статуя оказалась способна на африканские страсти - как-то даже не совсем понятно.

Остальные - выше всяких похвал.

Колин Фёрт в роли Джефри просто чудесен. Впрочем, как всегда.
Полагаю, ему пришлось слегка располнеть для этой роли. Он не толстый, нет! Просто у него здесь такое чуть полноватое, мягкое, добродушное лицо, особенно на контрасте с высушенным, остролицым Файнсом.
И эта его фирменная игра одним только выражением глаз, когда он понимает, что жена ему изменяет, и он когда наблюдает истерические пьяные выходки Алмаши на приёме, уже после того, как Кэтрин его (Алмаши) оставила. В этот момент он (Фёрт) не меняясь в лице, тем не менее, каким-то образом умудряется показать зрителю, о чем в этот момент думает его герой - это потрясающе. Гениальный актёр.

Граф Алмаши (Рэйф Файнс) - настоящий роковой мужчина, немногословный, скрытный, с пронзительным взглядом и с бешеными страстями.
На первой сексуальной сцене с главной героиней я даже слегка испугалась, я думала он ее сейчас просто съест, как какое-нибудь хтоническое чудовище.

Хана в исполнении Жульет Бинош - невероятно милая, живая, нежная, и главное - уравновешенная девушка. Смотреть на нее в этом фильме - отдых для души. Такой успокаивающий контраст с огненно-ледяной, одновременно и здравомыслящей и творящей безумства, разрывающейся напополам Кэтрин.

Сапёр, забыла-как-зовут (Навин Эндрюс) - тоже цельная личность без надрывов и страданий. Просто хороший человек, который любит жизнь, любит свою работу, любит девушку, любит людей, любит окружающий мир.

Благодаря последним двум персонажам, не смотря на гибель и разрушение, этот фильм всё равно смотрится, как жизнеутверждающий. Война кончилась и всё будет хорошо.

***

Мне, как и многим, непроизвольно приходит в голову мысль, на что был бы похож этот фильм, если поменять местами актёров, исполнивших роли Алмаши и Джефри?
Оба - актеры высшего класса, способные сыграть всё на свете.

Мягкий интеллигентый Фёрт за год до этого фильма превосходно (блин, да ваще гениально!) сыграл жёсткого и скрытного мистера Дарси. Убийца в "Травме" из него тоже получился весьма убедительный.
Какой бы у него получился Алмаши? Чуть более мягкий, чем у Файнса, пожалуй. Не такой разрушающий.

С одной стороны, такой герой был бы больше похож на того Алмаши, которого мы видим уже умирающим, в обожженном состоянии.
С другой стороны - это фильм о том, как страсть погубила жизнь. Поэтому страсть должна быть действительно разрушительной.

Возможно, Фёрту удалось бы показать, как эта страсть разрушает и его самого.
Страсть в исполнении Файнса получилась глубинной, почти инфернальной, но при этом она не есть что-то отдельное от него, она не "снисходит на него извне", наоборот - это органичная часть его натуры. Она рождена в глубине его души и теперь просто вырвалась наружу.

У Фёрта, мне думается, могло получиться наоборот: живёт себе мирный археолог, изучает Африку, и вдруг понимает, что на него нашло нечто, что оказывается сильнее него. Нечто извне. И это нечто сметает всё на своем пути и самого археолога тоже сметает.
Могло бы получиться не менее интересно.

А Джефри в исполнении Файнса? Каким бы он получился? Более жестоким? Не обязательно, Файнс умеет показать и мягкость.
Но вот благодушия и балагуристости у Джефри-Файнса, мне думается, было бы поменьше. У Файнса более задумчивый типаж. Более ушедший в себя.
Хотя, когда он играл обаяшечку-плейбоя в "Госпоже горничной", у меня не было к нему никаких возражений. Так что и компанейский добряк Джефри у него мог бы выйти вполне безупречно.

А вот финальный жест, где Джефри разбивает самолет, мне думается, у Файнса мог бы получиться лучше. Уместнее. Внутренний надлом и отчаяние ему всегда удается показать легко и непринужденно.

Но я рада, что роли распределили именно так, как их распределили.

Алмаши-Файнс получился пугающим и притягательным одновременно. Это фирменная фишка Файнса, у Фёрта так бы не получилось. Фёрт слишком мил для того, чтобы кого-то напугать. Не припомню ни одной роли, где бы он пугал зрителя, а у Файнса таких через одну.
Алмаши-Файнс - это пугающая бездна, куда затягивает бедную Кэтрин. Не было бы этой бездны, зрителю было бы и не понять, с чего вдруг эта практичная женщина сошла с рельс и начала вытворять такие глупости.

Джефри-Фёрт получился действительно мягким и нежным от природы человеком, хотя и способным на отчаянный жест.

Всё сыграно правильно.

Ну и наконец, Файнс элементарно внешне эффектнее выглядит. Эти его пронзительные светлые глаза, на хищном лице... Даже Шашка мимоходом признал, что как самец, Файнс привлекательнее.
Нет, дело вкуса, конечно. Барышни с форума, посвященного Колину Фёрту, конечно, никогда со мной не согласятся.
Да я и сама думаю, что если Фёрта так же исхудать и загореть для этой роли, как поступили с Файнсом, то он тоже будет такой... роковой мужчина.
Но всё же не настолько.
Ну мягче он, нет в нем жестокости, нет в нём той самой бездны в которую тянет и засасывает.
Наконец нет у него такого резкого профиля хищной птицы и таких светящихся, как у волка глаз.
Извини, Колин :) Я тебя очень люблю, но у меня, как и у Кэтрин, ты вызываешь исключительно тёплые, сестринские чувства.

~

"The Hurt Locker" ("Повелитель бури") (2008)
Это просто издевательство.
Файнс там сыграл в эпизоде минуты на три. Успел сказать несколько фраз со своим изысканным английским акцентом, эффектно размотать с лица арафатку, застрелить пару врагов, а потом враги застрелили его. Афигеть.
Чувствую себя обманутой, хотя фильм в общем не плох.

~

"Паук" (2002)

Это кино рекомендуется тем, кто еще не верит, что Рэйф Файнс - долбаный гений, равных которому среди актеров просто нет. Вапще.
Сам фильм - так себе. Ну, там про мрачные закоулки подсознания. Модная тема, что называется. Не потрясает.
Но Файнс играет шизофреника. Играет так, что на него физически больно смотреть причем буквально с первых кадров. Это что-то невероятное.
Дастин Хоффман со своим "человеком дождя", про которого все, помнится, оборались, что это гениально, гениально! - просто печально сосёт в углу.

Единственная моя к Файнсу в этой роли претензия (да и то, не к нему, а к гримерам и прочим господам оформителям) - это слишком хорошая стрижка для грязного, помятого, чокнутого персонажа. Я, конечно, понимаю, что он параллельно играл сенатора на соседней съемочной площадке, и что тут его разлохматили, как могли, но извините, вы бы еще грязный и мятый костюм "гуччи" на него нацепили, просто потому что другого не нашлось.
Типа, чувак тока что из дурдома вышел, а у него стрижка из самой дорогой лондонской парикмахерской.

Но что касается его игры - это пиздец какой-то, не побоюсь этого слова. Это гениально. Абсолютно.

~

"Конец романа" (1999)

По книжке Грэма Грина.
Режиссер - Нил Джордан, характерной чертой в творчестве которого является какая-то постоянная недожатость результата. Вроде и сюжет хороший, и актеры отличные, а результат вечно какой-то "провисший". Типа, как в "Отважной" с Джоди Фостер. Всё отлично снято, все признаки очень крутого фильма налицо, но в итоге - почему-то не круто.
Тут та же фигня.
Очередная драма про любовный треугольник, и персонаж Файнса снова, кхм-кхм... не муж.
Страсти-мордасти. Кстати, весьма негламурно снятые постельные сцены. В сочетании с атмосферно выстроенными изящно-мрачными остальным фоном фильма. Довольно занятный контраст получился из мрачной романтики и голого натурализма.
Ну и под конец неожиданное объяснение странного поведения героини искупает довольно тягомотное вначале зрелище.
В общем, пару раз посмотреть можно.
А еще там, извините за пошлость, крупным планом показывают задницу Рэйфа и она того... очень даже ничего, я бы сказала.

~

"Чамскраббер" (2005)

Фильмец с претензией на вскрытие внутренних опухолей общества, скрытых под благообразным фасадом. Кризис семьи, одиночество подростков, тыры-пыры...
Общество (у которого опухоли и кризис) в фильме визуально представлено в виде паноптикума какого-то. В частности, Рэйф, например, играет спятившего мэра города, которому везде мерещатся дельфины, поэтому он лезет в любой водоем, который оказывается у него на пути. Прямо в одежде.
Ну и у остальных жителей города, у каждого своя присвесть. А смотреть кино про придурков мне всегда было не слишком интересно.
Вот отзыв человека, которому фильм, в отличие от меня, понравился:
http://ilovecinema.ru/reviews/45387/
Написано с любовью, подробненько.

Tags: кино
Subscribe

  • Л-р отпускной - 4

    Шашка поехал отвозить дщерь на дачу ко второй бабушке, у которой дача в 170 километрах от Москвы, там полная дичь и глушь, и шлёт мне оттуда фоточки…

  • Отпуск. Часть XII - Стереопары

    Часть XII - Стереопары 1. Болото рядом с городскими валами в Ростове: 2. Лес под Белозерском, надалеко от того места, где мы видели лосей:…

  • Отпуск. Часть XI - Придорожные сюжеты

    Часть XI - Придорожные сюжеты Куча фотографий осталась, не привязанных к конкретному месту. Просто красивые пейзажи или запомнившиеся моменты.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Л-р отпускной - 4

    Шашка поехал отвозить дщерь на дачу ко второй бабушке, у которой дача в 170 километрах от Москвы, там полная дичь и глушь, и шлёт мне оттуда фоточки…

  • Отпуск. Часть XII - Стереопары

    Часть XII - Стереопары 1. Болото рядом с городскими валами в Ростове: 2. Лес под Белозерском, надалеко от того места, где мы видели лосей:…

  • Отпуск. Часть XI - Придорожные сюжеты

    Часть XI - Придорожные сюжеты Куча фотографий осталась, не привязанных к конкретному месту. Просто красивые пейзажи или запомнившиеся моменты.…