Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Categories:

Гордость и предубеждение

У меня тут сложилась традиция - смотреть "Гордость и предубеждение", когда я болею.
Би-би-сишную экранизацию 95 года, разумеется! Не подумайте чего другого.
В этот раз вот уже дважды посмотрела. С переводом и без.
И вспомнила, что давно хотела оставить у себя кое-какие записи на тему этого фильма.

***



Из какой-то журналистской колонки о фильме:

It didn't take long to see why girls like this movie. It has romance, relationships, Colin Firth, soldiers, relationships, Colin Firth, romance, guys in uniform, relationships and, did I mention, Colin Firth?

Я довольно быстро понял, почему девочкам нравится это кино. В нём есть романтика, любовь, Колин Фёрт, военные, любовь, Колин Фёрт, романтика, мужчины в форме, любовь и, не помню, упоминал ли я Колина Фёрта?

(Взято с форума http://colin.borda.ru)

***

Уикема должен был играть Джуд Лоу!



Уикем - ужасная ошибка этого фильма, хотя подбор актеров там вообще во многих местах весьма спорен.
Например, Лидию - 16-летнюю красотку играет бабца под тридцатник, страшная даже для англичанки, да еще с каким-то совершенно ужасным сиплым голосом и пропитым смехом.
Режиссер, правда, говорил, что они не смогли найти на эту роль молодую девушку, так как роль сложная и неопытные актрисы ее не тянули.
Jennifer Ehle - бесспорно прелесть, радует глаз все шесть серий, но какого черта она кареглазая у двух голубоглазых родителей?
От кого ее родила мамаша-Беннет, мне интересно?

Впрочем, кажется, у Элисон Стидмен не голубые, а зеленые глаза, но в любом случае - не карие! Так что у меня возникают вопросы о моральном облике ее героини.
К тому же сестры просто катастрофически не похожи между собой!




К сестрам Бингли это тоже относится.




Вопрос похожести-непохожести родственников в фильмах почему-то меня всегда очень занимает. Или когда разные актеры играют один и тот же персонаж в разном возрасте - для меня похожесть тут очень важна. Когда я вижу, как например, из пухлощекой круглолицей пусички Эни Скайуокера (губки бантиком, глазки - щелочки) из в первой части фильма во второй вдруг вырастает дылда со впалыми щеками, огромным ртом и такими же огромными глазищами навыкате - я теряюсь. Мне требуется сделать огромное усилие над собой, чтобы заставить себя поверить, что вот это выросло из того самого пухлика. Щеки, типа, втянулись, глаза выпучились, а рот расколбасило.

Ладно, ближе к телу, как говорил Ги де Мопассан.
Так вот, Уикем, это беда, конечно. Он ведь должен быть душкой и красавчиком. Поэтому все им так очаровываются и никто не верит, что он подлец. Даже умненькая Лиззи.
А у того коня в пальто, что играет его в экранизации на морде написано, что он прохвост первостатейный. Да и красавчиком там не пахнет. Смотришь, как Лиззи хавает его враки, разинув рот, и думаешь: она чо? Ваще дура штоле?

Представила в этой роли Джуда Лоу и аж облизнулась. Сколько ему было в 95 году? Кажется, 23 года, и он был просто конфетка. Эх...
Кстати, а почему он никогда не снимается в костюмных фильмах? Разве что "Холодная гора", но там костюмность весьма относительная... А! Еще он играл любовника Оскара Уайльда. Тот самый фильм, в котором он еще целовался со Стивеном Фраем. Но там тоже какого-то особенного исторического шика не надо было изображать.




***

Интервью с Колином Фертом, сделанное в те поры, когда его еще не мутило от фамилии "Дарси"
(Взято с форума http://colin.borda.ru)

Эндрю Дэвис говорит, что он хотел передать ощущение, что в Дарси на самом деле скрывается нечто большее, чем мы видим вначале. Как Вы пытались это передать?

Нельзя войти в зал и сразу начать вести себя вызывающе и всячески демонстрировать свои амбиции, потому что Дарси бы этого не сделал. Но не делать чего-то – это одна из самых трудных задач в актерской игре. Я вспоминаю, что, готовясь к этой сцене, я думал о том, что мне нужно создать очень живое, динамичное и разнообразное представление, а потом не играть это действием. Например, в первой сцене на балу в ассамблее Меритона, я должен войти и испытывать обиду, гнев, раздражение, испуг, неловкость, удовольствие, ужас, забавляться, быть шокированным и т.д. – и все эти реакции проигрывать в крайне узких рамках внешней непроницаемости, поскольку никто ведь толком не знает о том, что думает Дарси. Знаете, я играл гораздо более энергичные с физической точки зрения роли, но я не припомню, чтобы когда-либо чувствовал себя настолько физически вымотанным к концу съемочного дня, как это было с Дарси.

Я помню это особенно четко, когда мы снимали сцену, где Элизабет и я пикируемся в Незерфилде: Дарси здесь очень эмоционален, но он не хочет, чтобы она это знала, он ненавидит ее, потому что она ему нравится, он ненавидит ее, потому что в этом конкретном разговоре она оказывается умнее его, и все это происходит на глазах у семьи Бингли. То есть, внутри у него происходит миллион вещей, и в то же время он должен держать себя в руках и всем своим видом показывать, что его это все никоим образом не задевает; он не должен обнажать свой внутренний беспорядок/смятение?/ (turmoil). И вот он сидит там, настолько спокойный и неподвижный, насколько его эмоции позволяют ему сдерживаться. Технически, вы просто должны постараться представить себе все это и затем, отталкиваясь от этого, соответственно сыграть.

Помог ли Вам сценарий Эндрю Дэвиса лучше понять характер Дарси?

Да, я думаю, что он явился прекрасным введением в мир Джейн Остен, потому что Эндрю лишен того абсурдного академического благоговения, с которым люди подчас относятся к классической литературе. Он преподносит это как необычайно приятную историю. Если бы я начал с романа, может быть, меня бы это так и не увлекло. Я полагаю, что приземленность Эндрю и то, что он подчас прописывает некоторые вещи гораздо более определенно, чем это делает Джейн Остен, очень мне помогли. Он делает вполне явные предположения о том, что Дарси думает, когда он смотрит с непроницаемым лицом на толпу людей, и это помогает Дарси стать чем-то большим, чем просто образ.

Когда работаешь над подобной ролью, интересно, если ты чувствуешь плавность и логику в своем характере в каждый момент времени. Когда что-то по какой-то причине кажется неправдоподобным, возникает диссонанс и тебе приходится напрягать воображение, чтобы придумать оправдания, почему твой характер делает то-то и то-то. А с Дарси мне никогда не приходилось этого делать – ну или очень редко – и мне внезапно пришло в голову, что Джейн Остен действительно как-то интуитивно ухватила внутреннюю сущность Дарси, хоть у нее и не хватило самонадеянности подробно описать ее. Но она описывает внешнего человека настолько логично, что внутренний человек «играет».

А Вы можете привести какой-то конкретный пример?

Я помню, что думал о том, как логично то, что Дарси отказывается танцевать с Элизабет на балу в Меритоне. Я соглашаюсь пойти на вечеринку с моим другом Бингли. Он меня подбадривает: «Пойдем, там будет чудесный бал и много женщин». Я приезжаю. Я ужасно стеснителен – и вообще чувствую себя крайне неловко в ситуациях, когда нужно светски общаться. Это вообще не то место, где я обычно бываю, и я понятия не имею, как разговаривать и держаться с этими людьми. И поэтому я защищаюсь, прячась под показным фасадом неприятия и снобизма. Бингли немедленно знакомится с самой красивой женщиной в зале, заставляя меня чувствовать еще меньше уверенности в себе. И вот он подходит ко мне с широкой и радостной улыбкой и говорит, что я должен потанцевать. Я говорю – «Ты же уже занял самую красивую девушку в зале», - а он отвечает: «Ну ладно, хорошо, а как насчет ее менее привлекательной сестры?» - и это только осложняет ситуацию, в которую я себя загнал. Тогда я говорю – «Она, конечно, ничего, но недостаточно хороша для меня», но то, что я говорю на самом деле, это – «Послушай, я вроде как должен быть лучше тебя по всем статьям, так что нечего подсовывать мне менее красивую сестру. Я даже и не собираюсь рассматривать этот вариант.» И, когда я держал это все в голове во время съемки, то обнаружил, что сцена фактически сыгралась сама собой.

Дарси начинает проявлять интерес к Элизабет во время приема у Лукасов, когда он приглашает ее танцевать, а она отказывается. Как вы думаете, что с ним происходит на этом этапе?

До этого момента, как мне кажется, Дарси вообще никогда толком и не смотрел на женщину – ну, я имею в виду, не смотрел реально, всерьез, по-настоящему заинтересованным взглядом – хотя какие-то женщины и нравились ему в обычном смысле. Правда заключается в том, что он пресыщенный и скучающий (he’s very bored). Он один из самых богатых людей в Англии, и до этих самых пор этого было вполне достаточно, чтобы делать его привлекательным в глазах женщин. Я помню, что прочел одно выражение, которое мне очень помогло: «человеку с положением не обязательно кого-то развлекать». Для меня это был ключ к пониманию Дарси – я подумал, что если бы он был еще и очаровательным, его жизнь могла бы стать совсем невыносимой. И в результате, как из-за стеснительности, так и из-за отсутствия необходимости, он держится отчужденно и равнодушно. И вот ему встречается Элизабет и фактически дает ему шанс действовать, и это, скорей всего, для него в первая в жизни возможность быть инициатором, быть преследователем, а не преследуемым: и устоять невозможно. И тогда он впервые замечает ее глаза. То, что в начале его интригует, постепенно становится для него глубоко эротическим.
...
Джейн Остен здесь дает нам объяснения тому, почему Дарси решает отступиться и излечиться от этого «безумия», но он уже увяз по уши, прежде чем понял, что это произошло. Поначалу для него это нечто вроде спортивного интереса. А затем он внезапно чувствует, что стал уязвимым и ранимым, и это страшно его обижает. Несколько раз он решает, что должен уже взять себя в руки, и в эти моменты его поведение становится довольно странным и парадоксальным – он и преследует, и сторонится Элизабет одновременно. Он убежден, что не будет танцевать с ней, и затем приглашает ее на танец; он поджидает ее в местах, где, как он знает, она прогуливается, но, встретив ее, не заговаривает с ней; он появляется в пасторском домике в Хансфорде, а затем ведет себя так, словно это она пришла к нему в гости.

Как Вы работали над сценой первого предложения?

Я понял следующее: в тот момент, когда Дарси входит в эту комнату и начинает говорить все эти шокирующие вещи – «Я для тебя, конечно, слишком хорош, но не выйдешь ли ты, тем не менее, за меня замуж?» - если я сыграю это так, как если бы я понимал, что веду себя при этом высокомерно и вызывающе, то это никогда не сработает. Я пришел к выводу, что должен сказать это так, словно это самая разумная вещь, которую можно сказать в данных обстоятельствах, и я задумался - «А как мне это сделать? Как мне заставить зазвучать эту невероятную речь про то, что ее семейные связи – это полная катастрофа – как нечто разумное и имеющее смысл?» И решил – «Хорошо, представим себя на минутку в той эпохе, в 1813 году» - и с этой остеновской перспективы весь этот разговор о разумном и неразумном браке сразу обрел самый что ни на есть действенный смысл. Нарушать классовые барьеры в то время действительно могло считаться катастрофой; это могло привести к самым различным бедствиями и несчастьям; социальная ткань того общества была к этому крайне чувствительна, и так далее.

Он также настолько высокомерен, что полагает, будто страшно ее облагодетельствовал своим предложением. Любая женщина, которую он встречал в жизни, безусловно, ответила бы «да» на предложение от него руки и сердца. И со стороны Лиззи было бы безумием ответить «нет», не потому, что он полагает, что она находит его привлекательным – я думаю, дело здесь в не в этом – а потому, что это наиболее выгодное предложение, на которое когда-либо могла бы надеяться не только она, но и особа, даже занимающая гораздо более высокое социальное положение. Я думаю, что он полагает – как и любой полагал бы в то время – что для нее это вроде как счастливый финал для Золушки.

И вот Дарси приходит к ней с этим неблагоразумным предложением, каким оно является в его собственных глазах. И что он говорит ей, так это следущее: «Я делаю тебе предложение, из-за которого ты можешь счесть меня опрометчивым, безответственным, и, возможно, даже где-то ребячески наивным; но я не хочу, чтобы ты так обо мне думала, ведь я не такой: смотри, ты видишь, я тщательно продумал каждую деталь и все последствия; я отдаю себе отчет и в том, что моя семья рассердится, и в том, что люди будут воротить от нас нос, и в том, что наше социальное положение слишком разное. Так что не подумай, что я не принял во внимание все эти проблемы – не считай меня беспечным, легкомысленным мальчишкой. И тем не менее, учитывая все эти обстоятельства, я нахожу, что моя любовь к тебе настолько велика, что все эти возражения кажутся мне незначительными.» И, если посмотреть с этой точки зрения, то это получается невероятно романтичное признание в любви. Я даже почувствовал некоторую обиду, когда, после того как мы это сняли, все думали, что я сказал что-то ужасное; я уже настолько проникся его мотивами, что мне искренне оказалось, что его речь была просто очаровательна. Конечно, когда вы смотрите эту сцену, вы не видите ее с его точки зрения. Вы видите самодовольного человека, который входит и изливает все эти напыщенные сантименты, как будто они являются самой естественной вещью на свете, а потом еще имеет наглость изумляться, когда Элизабет ему отказывает – и я думаю, что это правильно. Но я никогда не смог бы сыграть это изумление, если бы не подошел к этому предложению с такой точки зрения.








А в чем он [Дарси] на самом деле виновен, как я считаю, так это в глупости. Я понимаю, что это, может, и недостойный взгляд на него, но, как мне кажется, его основной недостаток – это глупый, поверхностный социальный снобизм – и это тот горький урок, который ему предстоит усвоить. И я думаю, что в этом смысле он действительно изменился. Он ведь в книге так прямо и говорит, что его отец привил ему хорошие ценности, но также приучил его плохо, презрительно думать о мире за пределами своего социального круга. Он, в общем, боится всего, что выходит за рамки его привычного опыта и совершенно уверен, что не встретит там ничего, кроме варварства. Люди часто делают предубежденные заключения о других сферах цивилизации, и это именно то, чему и подвержен Дарси. Это невежество. (It’s ignorance).

И он получает урок, когда влюбляется в одну из этих варварок, и понимает, что она по меньшей мере ему ровня, если не превосходит его и в остроумии, и в интеллектуальном развитии, и в чувстве собственного достоинства. Она настолько глубоко захватывает и провоцирует его, что его прежние предубеждения уже не могут выжить после этого. Я думаю, что все-таки какие-то остатки прежних взглядов останутся у него и впредь – его всегда будут раздражать глупые, утомительные люди, которые слишком много говорят. Я не думаю, что он когда-нибудь научится восхищаться миссис Беннет или начнет приходить в неописуемый восторг при виде сэра Уильяма Лукаса.

Ну и, конечно, он пока не очень-то научился смеяться над собой. Он научился критиковать себя, что, возможно, уже первый шаг на этом пути, но он пока не умеет увидеть себя в смешном свете и получать от этого удовольствие. Впрочем, с таким партнером по жизни, как Лиззи, семейная жизнь станет для него вопросом выживания, и совершенно очевидно, что этот урок ему суждено будет выучить достаточно скоро.

***

Эндрю Дэвис (автор сценария экранизации 1995 года) об Элизабет:

«Элизабет настолько совершенно описана в книге, что не нужно ничего добавлять к её образу, а только позволить ей быть самой собой. Хотя, должен сказать, что всем нам очень хотелось особо акцентировать те её черты, которые очень ясно и живо показаны в книге, но часто игнорируются критиками и толкователями её образа, - её не только душевные, но и физические активность и жизнерадостность. Снова и снова о ней говорится, что она выбегает из комнаты, отправляется на прогулку, и т.д. В ней есть черты девчонки-сорванца, маленькой путешественницы-бродяги, и это нам хотелось показать.
Я не знаю, насколько зрители согласны со мной, но я почти уверен, что Джейн Остен особым способом зашифровала мысль о том, что Элизабет наполнена сексуальной энергией. Вероятно, именно это подсознательно влечет к ней Дарси, привыкшего к рафинированным женщинам. А она – естественная, - бегает, не боится пройти по грязи, говорит то, что думает, защищает себя, и все это возбуждает его! Когда она пешком приходит в Незерфилд, мисс Бингли комментирует так: «Она похожа на дикарку!». Но мужчины реагируют иначе. Бингли говорит: «Я думаю, она прекрасно выглядит!», а Дарси замечает, что её глаза «после прогулки горели ещё ярче». Мы все знаем о пользе физических упражнений и химической энергии, которая высвобождается после активного движения – этой энергией и наполнена Элизабет, и мужчины подсознательно реагируют на это!»

(Взято с форума http://colin.borda.ru)

***

А еще в этот просмотр мне вдруг неожиданно понравился мистер Коллинз. В смысле сам персонаж. Как говорит о нем Джейн, "может быть он и не самый умный человек в Англии, но..."
Его и сама Остен и создатели фильма постарались сделать таким прям противным-препротивным, аж отвратительным. Но если посмотреть на его суть: ведь он ведет себя очень достойно. Едет первым мириться с враждебным семейством. Собирается женитьбой на одной из сестер (из враждебного семейства, опять же!) как бы пообещать, что они не будут выкинуты на улицу после смерти мистера Беннета... В общем, очень достойное поведение. Выше всяких похвал.
И чего Лиззи так от него крючит - непонятно. Ну, глуп, назойлив, так она со своей мамашей давно должна была привыкнуть к подобному обществу.

***

Сайт о создании фильма:
http://pride.w-world.ru/314.html

***

А теперь слайды.

Актеры из экранизации десять лет спустя:













А вот так Элисон Стидмен (кстати, обладательница вполне красивого ровного голоса:)) выглядела в молодости:




Jennifer Ehle на самом деле блондинка:








А эти две дамочки - мать и дочь. Дочь в те времена была простой студенткой и ее взяли на роль Джорджианы, опять же, потому что не смогли подобрать подходящую актрису.




Единственная сцена в фильме (длится секунды полторы-две), не считая финальных кадров, где Дарси улыбается:



(Большинство фото тоже взяты с форума http://colin.borda.ru)

Надеюсь, что вся эта байда влезет в один пост.
Апдейт: О! Влезла!
Tags: кино, ссылки
Subscribe

  • Историческая справка

    Мне в яндексовском топе пост вывалился из сообщества euro-royals (я там некоторое время назад читала про эль скандаль в благородном английском…

  • Еще два отличных русских сериала

    Случилось так, что я начала смотреть российские сериалы. (Речь не многосерийных экранизациях, а именно о сериалах по оригинальным сценариям.) Ну,…

  • Новая "Дюна" и новая "Война и мир"

    Тут же скоро новая экранизация "Дюны" выходит. Хочу поговорить об этом. У меня с этим произведением сложные отношения. Начались они с того, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments