Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Categories:

Страничка литературного критика

Как грится, картинка для привлечения внимания:



Вот вы все носы морщите, а я всё-таки прочитала "Сумерки" (фильмы еще раньше посмотрела и уже тут про них писала) и совершенно серьёзно считаю, что это написано гениально.

Да, читать это не будучи 15-летней девочкой - совершенно невозможно. Бесконечный пиздеж о чуйствах приходится скроллить (там 90% текста - это диалоги глав.героев - они долго и вдумчиво на все лады в мельчайших подробностях и оттенках рассказывают друг другу, какая у них необычайная лубоффь). Но для своей аудитории - это написано гениально. Беспесды.

Во-первых, девочки ведь действительно очень любят трындеть о чуйствах. Они могут пять уроков подряд шептаться о том, "как он посмотрел" и "что он имел в виду". Поэтому для них все эти бесконечные диалоги - именно то, что нужно.

Во-вторых, там отработаны буквально все сюжетные ходы, которые обожаемы девочками:

1. Героиня сама не знает, какая она ахуенная и думает, что она лохушка. А на самом деле она ого-го!
Каждой девочке хочется внезапно превратиться из лягушки в царевну (самый простой вариант - это когда ты уже царевна, тока пока типа не в курсе). И чаще всего для этого так или иначе требуется Иван-царевич.

Напоминаю, что я говорю совершенно серьёзно и ни капельки не стебусь. "Царевна-Лягушка" - вообще моя любимая сказка, и мотив преображения - это действительно очень круто и захватывающе.

2. Два самца (блондин и брюнет, разумеется) дерутся из-за самочки.
Плюс самцы - нереально доминантные суперхищники с самой вершины пищевой пирамиды.
Ну как тут устоять? "Бандерлоги, подходите ближе!"

То есть оцените: взяли древнейший сюжет - даже не из каменного века, а из тех времен, когда мы только-только перестали почковаться и разделились на две разнополые рыбки - и выкрутили в нем яркость и контрастность до максимума, включив у читательниц на полную мощность инстинкты не просто древние, а древнее некуда.
Просто и гениально.

3. Один из самцов - беспроигрышный герой любого женского романа - персонаж-мужчина, который вроде как героиню любит, но в то же время, типа, друг. То есть никакого секса. Одни только сдерживаемые желания.

Кстати, эта тема, с мужчинами-друзьями в женских романах - это реально ОЧЕНЬ интересная штука и я, пожалуй, подробно остановлюсь на ней ниже.

4. Красавица и чудовище - известнейший архетипический сюжет.

С этой темой я пока до конца не разобралась. Помимо всяких фрейдистких штучек, типа "олицетворение нашей темной половины и примирения с ней", в этом сюжете явно еще что-то есть. Гораздо более примитивное и цепляющее.
Девочек очень прикалывает идея влюбить в себя кого-нибудь опасного. Чтобы для всех он оставался опасным, а для нее - исключение. Ну вот греет такой расклад.

Почему греет и что именно он там внурти девочки греет - я пока не могу объяснить.
Конечно, какая-то часть объясняется обычной жаждой безопасности, которая очень важна для женщин. Но у меня такое ощущение, что тут зашифровано еще что-то очень древнее.
Может быть, таким и был древний матриархат? Когда люди только-только решили перестать быть животными и женщины были не обузой, а центрами, вокруг которых строились первые "ячейки общества", и первые мужчины переставали быть дикими зверями, становясь защитниками своих самок - "приручались"?

5. Ромео и Джульетта - еще один архетипический сюжет.
Но времена изменились и клановые разборки промеж родоками современную барышню уже так не захватывают. Поэтому классический сюжет ловко модифицирован в разборки не между родителями, а между совсем другими кланами.
Снова мой респект автору.

6. Провожание на бой. Тоже старинный эпический сюжет Он уходит, она страдает и ждет исхода битвы. Величие момента, все дела. Всё в небольшой дозировке с учетом современных реалий.

Так, что там у нас еще задействовано?
Да дохрена всего (я ж говорю - там все ходы записаны): принц на блестящем вольво с кучей бабла, героические спасения, самопожертвования, "хочется, но нельзя"...
Да, впрочем, нет смыла перечислять. Там вся книжка - просто какая-то энциклопедия для девочек. Точнее - для мальчиков, потому что на самом деле - "про девочек" ;)

Ну и надо отдать должное, повествование совсем не лишено внутренней логики. Сюжетные линии не провисают, все завязки развязываются. В общем, не халтура.
Если появится нормальный перевод - обязательно куплю все четыре книжки.

Насчет фильмов еще не решила.
С одной стороны - они действительно здОрово сняты. Ну вот по-чесноку, не снобствуя: режиссерская и операторская работа - просто блеск.
А какая там природа! Глаз не оторвать.
С другой стороны - мне не нравятся актеры в главных ролях. Индеец-то еще ничего, а вот ромео и джульетта - буэ. Девка ходит вечно полусонная - "выражение лица, как у дохлой рыбы", как я тут в комментах где-то прочитала. Парень - просто противный: улыбочка гаденькая, зубки кривенькие, дерганый какой-то, никакой пластики, какой он нафик "хищник"? Так, хипстер обдолбаный...
Ну да не важно. Фильмы-то в любом случае можно скачать, пусть на внешнем диске лежат, хлеба не просят.

~

Так вот, я хотела поговорить о пункте номер три. О популярности у женщин-романисток такого героя, как мужчина-друг-главной-героини.
Я раньше как-то об этом не задумывалась, но в "Сумерках" этого героя "выкрутили" до такой мощности, что уже нельзя было не заметить, что "в этом что-то есть".

Почти во всех романах, написанных женщинами, среди героев есть такой друг. Иногда он так и остается другом. Иногда ближе к финалу дело таки доходит до постели (героиня "прозревает" или он сам признается). Но сути это не меняет: женщин стрррррашно привлекает идея иметь мужчину-друга.

Дамы-авторши не первый день на свете живут и в курсе, что "просто дружбы" такой силы и крепости, чтобы про нее интересно было читать, на самом деле быть не может. К тому же женщине обычно хочется чтобы ее хотело как можно больше мужчин.
Из этого совершенно совершенно логично вытекает, что такого мужчину возле женщины по сюжету будут удерживать совсем не дружеские чувства.
И вот мы получаем, например, Ретта Батлера. Очень яркий пример героя этого типа.

Попробую еще вспомнить...
У Анжелики был чудный приятель-адвокат, как бишь его звали? Сегье? Ему не очень много места уделено в книгах, видимо из-за того, что "Анжелика" писалась в соавторстве женщина+мужчина, но всё равно получился один из самых обаятельных персонажей в многотомном романе.
Так... Ну Джейн Остин, сестрички Бронте сюда не годятся, другая эпоха, им дружить с мужчинами было неприлично. Тем не менее, в Хитклиффе есть эти черты. И в "Разуме и чувствах" выведен прекрасный полковник, который верно любил одну из двух глав.героинь, пока она металась в поисках щастья. Но там не очень ярко выражено то, что мы сейчас назвали бы "дружбой" - поддержка без сексульных обязательств.

Бедные женщины, они ведь испокон веков расплачивались за мужскую поддержку телом. И появление поблизости мужчины, с которым за поддержку не нужно будет расплачиваться - это такое облегчение.

Почему "облегчение"? Щас объясню.
Есть такая штука - либидо. То бишь, влечение. Ну, все знают.
Но дедушка Фрейд (а может кто-то из его последователей) придумал не только либидо, но и его противоположность - мортидо. Эрос и танатос.
Танатос, мортидо - это на самом деле не страшно. Это совсем не обязательно влечение к смерти и жажда убийства. Это просто противоположность влечению.
Одно - притяжение, другое - отталкивание. Как полюса в магните.
Например, мортидо работает "отталкивателем" между родственниками, предотвращая инцест. Большую часть времени мортидо занято вовсе не убийствами, а тем, что отталкивает друг от друга особей одного пола, точно так же как либидо притягивает особей разнополых.

Человеку (в обсуждаемом случае - женщине, особенно незамужней) периодически хочется эмоционального и даже тактильного контакта с другими людьми. Вполне нормальная потребность. Все зверушки любят, когда их гладят и почесывают.
От кого же эти почесывания женщина может получить?
От других женщин ее отталкивает мортидо. Обняться с подругой, конечно, можно и вопреки "отталкиванию", но удовольствие будет сильно подпорчено и вообще "не то".
От родственников тоже отталкивает. Ну, кроме матери, пожалуй. Всё-таки где-то в бессознательном остается, видимо, воспоминания из младенческих времен и они размывают отталкивание или вовсе его нейтрализуют.
А мужчины все эти невинные почёсывания воспринимают исключительно как прелюдию к половому акту. Почесали, погладили, а потом давай переходить к главному, дорогая. Нееет!? А фиг ли ты меня провоцировала!?

Это касается не только прикосновений, но вообще возможности вести себя ествественно и не сдерживать свои желания: говорить что вздумается, не боясь, что тебя "неправильно поймут" или располагать своё тело в пространстве так, как удобно, а не так, как прилично (например задрать ноги на спинку кресла).

Представляете, на этом печальном ландшафте, какое облегчение - встретить человека, от которого не только не отталкивает, но к которому наоборот притягивает, и который не воспримет свободную позу, откровенный разговор или простое прикосновение к коже, как приглашение к половому акту. Ну наконец-то! Какое счастье!
Как говорила Скарлетт О'Хара о Ретте, с ним она чувствует себя так, как будто наконец сняла тесные туфли и переобулась в тапочки.

На всякий случай напоминаю, что я не стебусь. Это серьезная проблема отношений, правда.
Когда-то мы все были асексуальными детишками, которые могли бегать с голой жопой и вести себя максимально естественно, которых невозбранно можно было тискать. А потом вдруг опа - пубертат, табу, все дела. А потребность-то осталась.

Поэтому женщины очень-очень тепло и с большой благодарностью относятся к мужчинам, которые позволяют им либидозные проявления (вплоть до тактильного контакта, хотя и задушевные разговоры тоже годятся) без последующей "расплаты".
Еще раз: под "тактильными контактами" я не имею в виду петтинг, конечно же! Нет, я говорю о вполне невинных и приличных вещах - обычные дружеские прикосновения.

Если женщине настолько повезет, что такой мужчина у нее будет всё время под рукой - ей можно очень и очень позавидовать. Такой "ручной мужчина" - это реально огромный кайф.
От них исходит ощущение комфорта и безопасности.
Если такой мужчина еще и здоровый, как шкаф - ощущение комфорта и безопасности сразу же усиливается в разы, т.к. безопасность женщины прямо пропорционально зависит от размеров находящегося рядом мужчины.

Вот, собственно, и весь секрет популярности этого типажа в литературе. Ну, я так думаю.

Мальчики могут мотать на ус: хотите заполучить девочку - подружитесь с ней и дайте сигнал, что вас можно трогать (обнимать, прислоняться и т.д.) без последствий.
Немного терпения (год-другой, наверное, будет достаточно), дайте сформироваться уверенности в безопасности и благодарности за душевный комфорт. Ну вот, теперь барышню можно брать голыми руками :)

Ну, конечно, на самом деле, всё не так просто. Всё-таки, влечение-то у женщины не ко всем мужчинам без рабору. Для того, чтобы получить кайф от прикосновений первый попавшийся самец всё-таки не годится. Надо чтобы к нему влекло. Надо чтобы он был привлекателен. Но при этом не настолько, чтобы его всерьез захотелось трахнуть!
Такая вот золотая серединка. Правда, такие серединки как раз чаще всего и встречаются в природе. Всё-таки полных задротов и ахуенных альфа-самцов вокруг маловато.

Ну и, возвращаясь к тому, с чего начала - в пресловутых "Сумерках" этот тип, опять же, выведен гениально: он - а) индеец, б) оборотень.

Объясняю:
Индеец по сути - дикарь. Это очень важно.
Во-первых, вспоминаем ключевое слово "ручной". Это ручной дикарь. Контраст!
Контраст нужен, чтобы всё стало отчетливее и понятнее. "Ручной менеджер", например - тут нет контраста, поэтому не совсем понятно, в чем смысл приручения, какая от этого радость. А вот ручной дикарь - совсем другое дело.
Во-вторых, вспоминаем "Красавицу и чудовище". Девочек безумно привлекает идея приручить кого-нибудь дикого и опасного.

Но важнее, что он еще и оборотень! Огромный волк! И опять же - ручной. Прирученный большой опасный зверь, понимаете? Это ж вообще умереть не встать.
Плюс тема безопасности, которая всегда волнует женщин. Волк-то кого хошь порвёт за подружку.
И вдобавок ко всему его совершенно легально можно глааааадить!

То есть авторша точнейшими движениями вычленила из смутного образа девичьих грёз самое основное, выкрутила яркость и контрастность на максимум и полученное воткнула в свою книжку. Всё. Девочки сражены.
Снимаю шляпу. Вот честно. Без стёба.
Tags: кино, трактаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments