Фанни (funny_smile) wrote,
Фанни
funny_smile

Category:

Ля-ля про искусство

Внезапно заинтересовалась темой окраски античных скульптур.

Я, в принципе, с детства знала, что греки и римляне свои скульптуры раскрашивали.
И вот эту голову Афины Лемнии из Пушкинского я очень хорошо запомнила:




Поэтому сам факт раскраски мне известен и поговорить я хочу не о нём как таковом.
Хотя нет. Пару слов скажу.
Вот головка Афины на фото выше - она раскрашена очень красиво. Два уверенных мазка золотой краской по губам, живые карие глаза - ничего лишнего. Скульптура явно выиграла от росписи.

Хотя, строго говоря, я понятия не имею о происхождении этой росписи и насколько она аутентична. Но я всегда пребывала в уверенности (возможно ошибочной), что именно такая роспись всё же взялась не с потолка и должна копировать оригинальную.

Или вот есть такие бронзовые чуваки, называются "Воины из Риаче". Это подлинные дневнегреческие скульптуры (не римские копии). Вот один из них:




У них вставлены глаза из золота и цветного стекла, губы и соски сделаны из меди, а зубы - из серебра. И в целом, колористическое решение очень похоже на Афину из Пушкинского.

А вот репортаж с выставки "Пёстрые боги": http://www.livemaster.ru/topic/826005-kogda-skulptury-byli-tsvetnymi
Немец, который занимался восстановлением окраски по остаткам пигмента на статуях, утверждает, что вот именно так оно и выглядело и что ему самому это не нравится, но что ж поделаешь. Краски греки не жалели. Красили ярко, от души.




И вот эти весёленькие фигурки уже как-то начинают меня несколько травмировать.
Вот теперь я подобралась к той теме, о которой хотела поговорить.
Откуда это неприятие? Какова его природа?

То что греческие статуи были цветными стало известно еще в XVIII веке. Но этот факт упорно всеми игнорируется.
Вот тут автор поста поднимает этот вопрос: http://olhanninen.livejournal.com/513369.html
Она пишет, что "европейцы, благодаря стирающему краски... времени создали себе то, чего не существовало в реальности, восприняли... собственную конструкцию как непревзойденный идеал - и стали ему поклоняться, создав удивительный феномен Белой Греции в нашей культуре".

Это да. Но ведь есть же голова Нефертити. Чем не идеал?
Или фото скульптур, которые я привела в посте. Они цветные и при этом очень гармоничные. Подобную роспись вполне могли бы взять на вооружение современные скульпторы. Но нет. Вся современная скульптура - строго монохромна.

А может быть "стирающее краски время" как раз сделало всё правильно? Может быть действительно идеальная скульптура должна быть монохромна? Только форма и ничего кроме формы.
Сами мы, с нашей тягой сделать всё поярче до этого не додумались бы, а когда увидели готовое совершенство - сразу всё поняли?

Вот моя любимая скульптура:




Солёный ветер в каждой складке хитона. Очумительная пластика.
И вот представляю я этот мокрый хитон, раскрашенный в веселый красный или синий цвет... Цвет же скроет к чертям половину формы!
Но возвращаюсь к фото головы Афины и понимаю, что цвет можно внести в скульптуру очень гармонично и аккуратно. Вряд ли она была тупо размалёвана синей краской.

В общем, пока что я понимаю, что я так и не понимаю, как же оно должно выглядеть.
Subscribe

  • Л-р отпускной - 4

    Шашка поехал отвозить дщерь на дачу ко второй бабушке, у которой дача в 170 километрах от Москвы, там полная дичь и глушь, и шлёт мне оттуда фоточки…

  • Отпуск. Часть XII - Стереопары

    Часть XII - Стереопары 1. Болото рядом с городскими валами в Ростове: 2. Лес под Белозерском, надалеко от того места, где мы видели лосей:…

  • Отпуск. Часть XI - Придорожные сюжеты

    Часть XI - Придорожные сюжеты Куча фотографий осталась, не привязанных к конкретному месту. Просто красивые пейзажи или запомнившиеся моменты.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments